Аннотация:В ходе данной работы был рассмотрен понятийно-категориальный аппарат исследований городской жизни в социологии. В результате его анализа было разработано рабочее определение «особенностей городской жизни», под которым подразумеваются отличительные характеристики существования человека, возникающие в результате его адаптации к условиям городской среды.
Рассмотрение классических теорий города позволило изучить представление о нем и выявить особенности городской жизни в трудах социологов 19 – 21 веков.
Из множества терминов, описывающих современный город, был выбран «информационный город», так как он акцентирует внимание на значении информации, создающей и трансформирующей городское пространство. Также данный термин предложен в правовых документах московского правительства (городская программа Департамента ИТ Москвы «Информационный город», разработанная в 2012 г.). В данном исследовании информационный город — это город, предназначением которого является создание комфортной и безопасной среды проживания посредством использования цифровых технологий как представителями властных структур, так и рядовыми горожанами (авторское определение).
Сравнительный анализ особенностей жизни в городе 19 – 20 веков и особенностей жизни современного города, показал, что некоторые характеристики жизни остались незатронутыми современными процессами, а некоторые претерпели изменения. Например, город сегодня – это не только и не столько физическое пространство и территориально-административная единица, сколько пространство виртуальное, созданное информацией.
Из всех особенностей жизни информационного города для дальнейшего изучения был выбран электронный диалог как приоритетный вектор развития современного мегаполиса, реализуемый в рамках концепции «Электронного правительства» и согласно официальным документам считающийся проявлением электронной демократии. Электронный диалог между жителями Москвы и городскими властями, имеет три инструмента реализации, которые представлены в виде сайта, приложения и интернет-платформ — «Активный гражданин», «Наш город Москва» и «Краудсорсинговая площадка правительства Москвы».
Для изучения электронного диалога, как определяющей особенности жизни в информационном городе и выявления отношения к нему жителей Москвы, были проведены фокус-группы с пользователями инструментов электронного диалога, а также осуществлен вторичный анализ данных. Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что на данном этапе реализации электронного диалога, его нельзя считать проявлением электронной демократии, так как не все жители города имеют доступ к интернету, а значит и к инструментам электронного диалога; старшее население города не обладает необходимыми навыками и умениями работы с инструментами; процедура голосования не настолько прозрачна, чтобы можно было быть уверенным в достоверности полученных результатов, по которым принимаются решения в сфере городского управления; многие участники хотели бы решать более серьезные вопросы и т.д.
В связи с этим, мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования – осуществление электронного диалога между горожанами и правительством Москвы сопровождается ограничениями в использовании инструментов электронного диалога, которые препятствуют развитию электронной демократии – подтверждается полностью.
Достижение цели исследования, которая предполагала изучение электронного диалога как определяющей особенности жизни в информационном городе и отношения к нему горожан (на примере г Москвы), позволяет нам сформулировать рекомендации для улучшения реализации электронного общения между жителями Москвы и городскими властями. Мы считаем целесообразным:
1) Создать независимую структуру в управлении городом, которая будет контролировать работу инструментов электронного диалога и следить за тем, чтобы все решения принимались в интересах горожан.
2) В «Активном гражданине»:
- расширить круг тем, которые будут призваны решать более серьезные вопросы, нежели выбор внешнего облика города;
- добавить в перечень ответов строку «свой вариант ответа» (данное предложение позволит избежать искажения результатов, а также сможет предоставить новые идея для решения поставленного вопроса);
- организовать процедуру голосования таким образом, чтобы жители других районов, не могли принимать участие в голосовании по теме районов, в которых они не проживают.
4) В проекте «Наш город»: все заявки по проблемам, которые, не соответствуют определенной теме, перенаправлять автоматически в нужный блок.
5) На портале «Краудсорсинговых проектов Правительства Москвы» организовать возможность получения протокола заседания экспертов по второму этапу отбора идей для отчета перед участниками, которые смогли бы увидеть полное обоснование отказа / принятия идей на реализацию.
6) Сделать процедуру регистрации более прозрачной, а именно а) бланкам свидетельства о регистрации присвоить индикационные номера, которые будут служить основанием для регистрации в инструментах электронного диалога; б) информацию об идентификационных номерах сделать конфиденциальной, чтобы избежать возможного влияния на принятие решений и давления со стороны властей.