Аннотация:В данной работе поставлен вопрос о том, за счет каких компонентов происходит тренируемость когнитивного контроля. Предлагается тренировать когнитивный контроль с помощью одних задач и оценивать эффект переноса результата тренировки на другие задачи: на когнитивный контроль и рабочую память. Предмет исследования: эффективность переноса результатов тренировки и его мозговое обеспечение. Цель исследования: описание мозговых структур, активируемых в результате тренировки когнитивного контроля. Тренировка рабочей памяти и когнитивного контроля с помощью мнемотехники «Ассоциация цифр и образов» у испытуемых экспериментальной группы и сравнение ее результатов с испытуемыми контрольной группы, не участвующей в тренировке.
Тренировка когнитивного контроля (функции подавления) с помощью задачи «Стоп-сигнал» у испытуемых экспериментальной группы и сравнение ее результатов с испытуемыми контрольной группы. Обнаружена тенденция к повышению эффективности выполнения задачи на пространственную рабочую память в связи с тренировкой когнитивного контроля на уровне значимости p=0,09. Не опровергнута гипотеза о том, что тренируемость когнитивного контроля и эффективность переноса происходит за счет неспецифического компонента (увеличения возможностей и улучшения функционирования некоторых мозговых структур, отвечающих за локальный когнитивный контроль – найдены значимые корреляции активности «до» и «после» следующих мозговых структур: правого предклинья, левого таламуса, левого хвостатого ядра, субкортикальных отделов). Не опровергнута гипотеза о том, что перенос эффекта тренировки на улучшение выполнения задач на рабочую память связан с тренировкой когнитивного контроля (именно – его локального компонента).