Аннотация:Искусство – концентрат индивидуальности и оригинальности, антидот всеохватывающего эффекта науки, для которого не существует ничего универсального, ведь в мире бессчетное количество национальных культур и художественных стилей. Тем не менее, есть отрасли науки, утверждающие, что во всем этом разнообразии действуют свои законы и принципы, позволяющие человечеству воспринимать объекты искусства.
Данная тема является актуальной ввиду активного развития и такой нейронауки, находящейся на стыке различных дисциплин и сочетающей в себе элементы как психических, так и биологических процессов, как нейроэстетика. Этот термин был введен в 1990-х годах британским нейробиологом Семиром Зеки (Zeki, 1998; Nalbantian, 2008), который и считается родоначальником данного направления. Эта новая научная область определяется как учение о нейрологических принципах создания и анализа произведений искусства.
Цель нейроэстетики – совместить психофизиологию с эстетикой путем исследования произведений искусства, их восприятия и найти основания эстетических оценок и креативности в нервной системе. Основной вопрос – существует ли свод универсальных законов и принципов, которые формируют искусство и наши эстетические предпочтения? Также в рамках данного направления ученые пытаются выяснить эволюционный базис, который определяет формирование этих принципов.
Один из подходов нейроэстетики подразумевает изучение предметов искусства в музеях, поскольку таким образом сложность установления "красоты" устраняется трактовкой произведений искусства как продуктов массового эмпирического эксперимента. Предполагается, что небольшое количество работ, которые выдерживают избирательное давление, наиболее сильно воздействуют на нашу нервную систему. Используя этот подход, исследователи раскрыли различные художественные стратегии и законы, отражающие фундаментальные операции нейронных механизмов ощущения и восприятия (Ramachandran, Hirstein, 1999). О главных из ним мы поговорим в следующем разделе.
Задачей данного исследования является проведение лабораторного эксперимента, направленного на изучение восприятия абстрактного искусства. Этот вид искусства, в отличие от классических вариантов, отказывается от иллюстрации объектов или сущностей, которые знакомы нашей зрительной системе и встречающются в повседневной жизни. Тем не менее, как и вся визуальная информация, абстрактное искусство воспринимается с помощью той же мозговой системы, которая необходима нам в первую очередь для функционального представления объектов реального мира. И, поскольку абстрактная живопись не может диктовать, что наблюдатель должен видеть визуально, можно предположить, что манипулировать воспринимаемым можно с помощью сознания и семантики – то есть, с помощью названия картины. Эти манипуляции будут обеспечиваться вербальной преднастройкой с помощью эффекта прайминга – то есть, один стимул (позитивное или негативное название картины) будет влиять на последующий стимул (на саму картину).
Вопрос, который мы рассматриваем здесь, заключается в том, влияет ли явная контекстуальная информация на активность в определенной части этой расширенной сети областей и как наш мозг его обрабатывает.
Цель данного исследования – выявить и описать различия мозговых механизмов в процессе оценки зрительной абстракции под влиянием вербального прайма.
Задачи:
1. Продолжить теоретический анализ имеющихся исследований и литературных данных о восприятии абстрактного искусства, о мозговых структурах, ответственных за интеграцию семантической и образной информации.
2. Провести ЭЭГ-эксперимент с регистрацией зрительных вызванных потенциалов с целью выявить различия мозговых механизмов в процессе восприятия и оценки абстрактной живописи под влиянием позитивного или негативного вербального прайма.
Объект исследования: процесс восприятия и оценки абстрактной живописи.
Предмет исследования: особенности мозговой активности при восприятии и оценке абстрактной живописи под влиянием семантической (позитивной или негативной) преднастройки.
Гипотезы исследования:
Прямая: при восприятии абстрактной живописи с вербальными праймами, позитивная или негативная оценка картин может быть обусловлена работой разных мозговых механизмов, поскольку определенное эмоциональное восприятие картины может направлять путь когнитивной оценки ее привлекательности.
Конкурирующая: нейронный путь как позитивной, так и негативной оценки абстрактных картин в процессе их восприятия обеспечивается одним и тем же мозговым механизмом, приводящим к соответствующей интерпретации (результату).