Аннотация:Для обеспечения эффективного функционирования государственного
управления используется государственное принуждение, и, в частности,
административное принуждение, которое позволяет обеспечить безопасность
конкретного человека и общества в целом.
Административное принуждение представляет собой совокупность мер
принуждения, которые можно разделить на меры предупреждения,
пресечения, административной ответственности и меры процессуального
обеспечения. В настоящее время наиболее полно в законодательстве
урегулированы меры административной ответственности и процессуального
обеспечения, поскольку они применяются уже после совершения
правонарушения для привлечения правонарушителя к ответственности,
наложения на него санкций и эффективного рассмотрения дела о совершенном
правонарушении.
Необходимо отметить, что применение санкций к лицу, нарушающему
требования законодательства является, несомненно, важным механизмом
обеспечения законности, справедливости и правопорядка, но, на наш взгляд,
также стоит уделять большое внимание недопущению совершений
правонарушений и минимизации их последствий в тех случаях, в которых это
представляется возможным. Данную задачу решают меры административного
предупреждения и пресечения через профилактику правонарушений или
оперативную на них реакцию и немедленное прекращение.
В настоящий момент при применении таких мер уполномоченным
лицам, чаще всего сотрудникам полиции, приходится руководствоваться
своим усмотрением, поскольку правовое регулирование в данной сфере имеет
дефекты, пробелы, трудновыполнимые положения, коллизии, и от этого
значительно повышается риск превышения должностных полномочий с одной
стороны, и эффективность использования мер предупреждения и пресечения
с другой, так как если уполномоченное лицо не до конца понимает, стоит ли
4
ему сейчас применять ту или иную меру, он рискует упустить момент, в
который их использование было бы наиболее эффективно и актуально.
Следует отметить, что в законодательстве на данный момент
отсутствует легальные определения понятий «меры административного
предупреждения» и «меры административного пресечения», достаточно
размыты содержание и структура норм, закрепляющих конкретные способы
принудительного воздействия, а также недостаточно четко определены
основания и порядок их реализации, что ведет к отсутствию единообразной
судебной практики, разночтениям и снижению эффективности
предупреждения правонарушений.