Аннотация:Проследив цепочку изменения мнения авторов разных периодов на суть и причины раскола и появления движения старообрядцев, можно отметить, что на первых этапах (сер. XIX-нач. XX вв.) раскол рассматривался, как итог неминуемой необходимости обновления, нововведения и прогресса. Позиция староверов считалась устаревшей и несовременной. Рассматривалась исключительно религиозная сторона причин раскола. Позже историки стали обращать внимание на социально-политические возможные предпосылки произошедшего в середине XVII в. Разделялись мнения о роли религии в этих событиях. Современные историки стали углубляться в причины появления движения именно с позиции самих староверов. Поэтому по сей день нет однозначного мнения о причинах раскола и необходимости реформ в тот период. Но из всего вышесказанного можно сделать вывод о желании царя Алексея Михайловича сделать Москву центром православия и подчинить религию светской власти. Ведь именно на эту дорогу с момента раскола встала государственная политика. Русский народ не был к этому готов, ведь почти восемь веков он жил с убеждением, что власть царю дается от Бога, а православная вера, передаваемая традициями и жизненным укладом – единственная, истинная и непоколебимая.