Аннотация:Искоренение пиратства или минимизация масштабов пиратства предполагают консолидацию возможностей и усилий мирового сообщества в целом. Необходимость по борьбе с пиратством включает в себя два уровня реализации мер, направленных на борьбу с рассматриваемым противоправным деянием: меры, реализуемые на международном (универсальном и региональном) уровне, и меры, реализуемые государствами в пределах национальной юрисдикции.
Разница в выборе средств и методов в борьбе с пиратством в России и США может быть объяснима, во-первых, принятыми на себя международно-правовыми обязательствами, в частности, речь идет о необходимости использовать определенные средства, при осуществлении права на задержания, которые соответствуют, в случае России статьи 107 Конвенции по морскому праву, а в случае США статьи 21 Конвенции об открытом море, при этом статья 107 была разработана с целью сокращения возможного выбора средств при нейтрализации пиратов; а во-вторых, внутренне национальное законодательство США в значительно большей степени чем в России регламентирует деятельность частных военных и охранных компаний, обеспечивая возможность передачи таким компаниями при необходимости военных и полицейских функций, которые, в рассматриваемом вопросе принадлежат военно-морскому флоту США и следственным органам США, а контрактная система, направленная на расширение сферы деятельности частных компаний, предполагает такие виды контрактов как: набор личного состава для осуществления полицейских миссий, охрана вверенных объектов, сопровождение конвоев, предоставление услуг аналитической и консультационной поддержки, техническое обеспечение и ремонт транспорта, и наконец, защита кораблей от пиратов.
Частные морские военные компании (ЧМВК) представляют собой самостоятельную группу военных компаний, отличительной особенностью которых являются предоставляемые ими услуги, направленные на борьбу с пиратством и безопасностью судоходства, осуществляемые ими функции (охранные, военные и полицейские) и заключаемые ими контракты (с государством или частным лицом). Однако, как показал анализ доктринальных подходов и практики государств, можно сделать вывод об отсутствии единообразия в определении ЧМВК. Считаем целесообразным предложить собственное видение универсального определения ЧМВК, понимая его как частные военные компании, которые предоставляют все виды услуг по борьбе с пиратством и обеспечением безопасности судоходства, предоставляют вооруженную или невооруженную охрану, сопровождают и защищают посредствам персонала лица и суда; оказывают помощь, обучение и консультирование по вопросам безопасности и обеспечению охраны; оказывают материально-техническую поддержку; разрабатывают и применяют меры информационной защиты; проводят разведывательные операции; устанавливают специальное оборудование на суда, предоставляют специальную информацию о наличии угроз и логистику и занимаются другими смежными видами деятельности.
Эффективность борьбы с пиратством в настоящее время в значительной степени зависит от качества международно-правового взаимодействия государств в рассматриваемом вопросе, которое осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Однако вектор в вопросе противодействия пиратским атакам смещается в сторону самостоятельной деятельности государств по предотвращению данного преступления международного характера, которое осуществляется вне рамок межгосударственного взаимодействия. И в этой связи, усилия государства должны быть направлены на совершенствование своего законодательства, регламентирующего случаи применения оружия со смертельным исходом, определяющего функции персонала ЧМВК, закрепляющего правила привлечения к ответственности за неисполнение вышеуказанных положений, а также на совершенствование норм международного права, предназначенных для регулирования деятельности частных компаний, оказывающих услуги специального характера.
Российская Федерация, являясь участницей Конвенции по морскому праву, активно вносит вклад в борьбу и пресечение пиратских атак, привлекая полицейские и военно-морские силы. В качестве примера, можно привести участие России в операции Североатлантического альянса «Океанский щит». Использование ВМС в деле борьбы с пиратством имеет свои положительные и отрицательные стороны. К первым можно отнести то, что военные корабли могут выполнять задачи в удаленных районах Мирового океана, обладают высокой мореходностью, автономностью и соответствующими средствами, ко вторым относятся проблемы, cвязанные с затратностью использования ВМС, избыточностью технических средств для противодействия пиратству, а также необходимостью полицейского сопровождения кораблей ВМС в случае захвата пиратов. В целях минимизации негативных последствий и оптимизации расходов, предлагаем внести изменения в действующее российской законодательство:
а) легализовать в Российской Федерации деятельность ЧМВК для защиты ее интересов и интересов ее граждан, а также в целях углубления сотрудничества по поддержанию международного мира и безопасности, разработать новый проект закона о деятельности ЧВМК, который позволил бы создать благоприятные условия для снижения финансового бремени государства в деле борьбы с пиратством;
б) присоединиться к таким международным соглашениям как: Соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP) и Международный кодекс поведения ЧОК, а также начать сотрудничество в рамках Джибутийского кодекса поведения с целью предоставления большей защиты российским морским судам и обеспечения безопасного морского судоходства.