Аннотация:Каждый год государственные бюджеты по всему миру теряют около 200 миллиардов долларов от потенциальных налоговых поступлений, которых налогоплательщикам удается избежать за счет выстраивания определенных схем налогового планирования, использования искусственных конструкций, позволяющих им снизить налоговое бремя до нуля. Развитие эффективных правовых механизмов, имеющих своей целью недопущения размывания налоговой базы, незаконного сокрытия прибыли из поля зрения налоговых органов является одним из наиболее актуальных и насущных направлений международного сотрудничества государств в сфере международного налогового регулирования.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
Первое - двойное неналогообложение является результатом, который нельзя оценивать, как противоправное явление, которое должно вызывать соответствующие меры со стороны налоговых юрисдикций. Двойное неналогообложение представляет собой итог, который следует рассматривать в совокупности с факторами, повлекшие его образование. Источниками правового регулирования исследуемого явления являются: международные договоры, международные обычаи, решения международных организаций, а также акты международных конференция и политические решения, являющиеся вспомогательными средствами образования норм международного права. Исследование правового регулирования вопросов двойного необложения является важным для усовершенствования используемых методов в рамках российской системы, которая показывает свое несовершенство в данных вопросах.
Второе - налоговые конвенции занимают ключевое место среди источников, регулирующих вопросы двойного необложения, в частности одной из наиболее широко используемых является МК ОЭСР.
Анализ определенных положений, в том числе ст. 4, 23А, 23В, представляет тот факт, что двойное неналогообложения является допустимым, в некоторых случаях желательным результатом возникновения двойного необложения. Более того, налоговые соглашения закрепляют права взыскания государствами налогов в отношении определенных доходов, капиталов, которые в силу отсутствия прямого обязывания государств по взиманию таковых могут приводить к двойному необложению. Более того, автором представлены положения, которые могут быть активно применены в рамках СИДН как с целью сохранение такого результата ( например, с целью создания благоприятного инвестиционного климата) или наоборот с целью недопущения.
В дополнение, исследуемый проект Beps представил мировому сообществу инструменты с целью недопущения совершения транснациональными корпорациями действий по размыванию налогооблагаемой базы. Мероприятие 6, например, имеет своей целью предотвращение злоупотребления положениями СИДН, которые предоставляют определенной категории налогоплательщиков льготы.
Также несмотря на то что Россия не является государством - членом ОЭСР и у нее нет обязательств по выполнению рекомендации данной организации, Россия активно использует, руководствуется документами данной организации с целью решения своих национальных интересов, их защиты и обеспечения высокого уровня влияния своей государственности на мировом уровне.
Третье - для эффективной борьбы с противоправными последствиями применения гибридных структур со стороны налогоплательщиков следует сделать акцент на изменении подходов к налоговой квалификации именно юридических лиц, компаний, а не осуществляемых в рамках структур транзакций, движений их активов. Это и разумнее, и проще контролировать, чем отслеживать в нескольких налоговых юрисдикциях аспекты движения финансовых средств, активов, вести учет, обмен информацией по процедуре применения вычетов, их заявления. Предложено три пути выбора правовой системы при квалификации юридических лиц, по мнению автора работы, наиболее правильных и эффективных средства устранения гибридных организаций : 1) приоритет в налоговой квалификации отдаётся регулированию государства – источника, 2) приоритет отдается праву государства – резидентства, 3) приоритет отдается стране – учреждения юридического лица.