Аннотация:Страдание имеет богатую историю осмысления в философии. Само страдание определяли по-разному. Какие-то философы говорили о нём как о синониме усилия, а кто-то — как об усердии осуществить трансформацию бытия (жизни) в небытие (смерть) и как о том, что помогает осознать собственную конечность. Страдание характеризуют как негативное переживание или аффект.
Чаще можно встретить рассуждения о страдании из перспективы аксиологии и далеко не все мыслители указывали на его познавательную роль. Мы считаем нужным подойти к страданию с точки зрения гносеологии и попытаться ответить на вопрос: стоит ли сторониться или наоборот использовать познавательную силу страдания.
С точки зрения гносеологии страдание часто рассматривали в контексте соотношения бытия и мышления. Проблема соотношения бытия и мышления является одной из классических в истории философии. Первый шаг на этом сложном пути был сделан ещё Парменидом. Он сформулировал знаменитую формулу: «… ибо мыслить — то же, что быть» .
Экзистенциализм является одним из направлений, которые пытались решить поставленную проблему. В частности, сторонники данного философского течения рассматривали возможность связи бытия и мышления через страдание. Полагалось, что страдание может «вернуть нас к вещам», возвратить в подлинное бытие.
Мы предполагаем, что страдание обладает большой познавательной силой и может быть необходимым компонентом для связи бытия и мышления. Это и будет основной гипотезой в контексте данной работы.