Аннотация:Проблема выявления мозговых механизмов обработки вербальной информации, порождения речи и специфического нарушения речи - заикания - являются до сих пор недостаточно разработанными. Данные о локализации мозговых волн, синхронизированных с инициацией вокализации фонем, не позволяют однозначно выделить структуры, ответственные за подготовку, препрограммирование и программирование вербального высказывания. В литературе не анализируются возможные дифференциально - психофизиологические отличия указанных потенциалов у лиц с нормальной речью и нарушенными функциями речевой готовности (заиканием). Разные ученые основную роль в возникновении заикания приписывают различным структурам, а также и/или их межполушарным или внутриполушарным дискоординациям. Эти структуры находятся подчас в далеко отстоящих друг от друга частях головного мозга. С реализацией заикания многие авторы связывают функционирование моторной, премоторной и дополнительной моторной коры, мозжечка, височной коры, а также специфические аномальные связи между этими структурами как между, так и внутри полушарий. Помимо этого, существуют различные исследования, в которых не находит подтверждения связь с заиканием каждой из вышеназванных структур.
Возникает вопрос, какие же все-таки мозговые структуры взаимодействуют при восприятии речи и процессах, связанных с речепорождением, и какие специфические перестройки в этих взаимодействиях происходят при нарушении готовности к речи - заикании? Как функционирует механизм подготовки высказвания, как он нарушается при заикании? Возможно ли моделирование нормальной и нарушенной системы речевосприятия и речепорождения? На эти вопросы пытаются ответить многие науки, в данной же работе приводится попытка подойти к решению этих проблем системно, методами когнитивной психофизиологии, нейропсихологии и психологии. Выводы: 1. Заикание не является изолированным (чисто периферическим) речевым нарушением, но идет в синдроме специфических мнестических, нейродинамических и двигательных дефектов, отражающих дисфункцию заднелобных и срединных структур мозга (I и III функциональные блоки, по А.Р. Лурия).
2. Обнаруживаются различия в восприятии речевых звуков нормально говорящими и заикающимися испытуемыми, которые проявляются в изменении амплитуды компонентов N100 и P200 ВП и связаны с различием в функционировании и взаимодействии правой теменной, теменно-затылочной и базально лобной коры.
3. Обнаруживаются различия в потенциале речевой готовности нормально говорящих и заикающихся испытуемых, которые связанны с активностью глубинных (срединных) структур (Варолиев мост и ствол мозга), правых подкорковых ядер (головка хвостатого ядра, бледный шар), правой фронтальной коры, левой средней височной коры.