Аннотация:Данная дипломная работа посвящена внедрению методов сравнительного и дифференцированного психологического профессиоведения в виде дескрипторного подхода. Практика наблюдений за жизненными путями спортсменов показывает, что после завершения спортивной карьеры, им трудно найти свое дело. В связи с этим необходимо построить процедуры психологической поддержки, включающей поиски сходных с их видом спорта профессий и специальностей.
В дипломной работе исследовались возможности адаптации дескрипторных описаний, разработанных для любых профессий и специальностей, к профессиям спортивного профиля. Под дескриптором понимается лексическая единица (слово, словосочетание) информационного поискового языка, служащая для описания основного смыслового содержания профессиограммы в буквенно-цифровом виде.
Цель исследования – внедрение научно-обоснованной системы формирования целостных представлений о мире труда и о мире профессий в психологии спорта.
Объект исследования – текстовые и визуальные представления о мире профессий у психолога.
Предмет исследования – сопоставление текстовых и визуальных представлений о мире профессий на основе дескрипторного подхода
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что в описаниях спортивной деятельности будут содержаться специфические лексические единицы, которые можно сопоставлять с лексическими единицами описаний общегражданских профессий, и на этой базе выявлять их группы по сходству. Использование дескрипторного подхода в спортивной психологии будет иметь своеобразие по сравнению с использованием этого подхода в психологии труда.
В работе использовались общенаучные методы и конкретные методики исследования. Изучение мира спорта представлено громадным массивом информации, чтобы его систематизировать и структурировать, нужно воспользоваться схемами сравнительного психологического профессиоведения. Дескрипторный подход на протяжении двадцати лет положительно зарекомендовал себя в современных сравнительно-сопоставительных исследованиях в психологии труда. Исследование возможностей использования дескрипторного подхода в спортивной психологии показывает хорошие возможности иллюстрации всех 53-х характеристик, входящих в схему профессиоведческого оценивания.