Аннотация:Согласно прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года, одним из приоритетных направлений перехода к экономике, основанной на знаниях, является рост роли информационно‑коммуникационных технологий в обеспечении деятельности государственного и муниципального управления и повышении качества жизни граждан. Одним из вариантов такого развития выступают открытые государственные данные, создание и распространение которых является одной из базовых доктрин в процессе формирования прозрачного, инновационного и эффективного Правительства.
К сегодняшнему дню многие страны мира активно занимаются формированием культуры и экосистемы открытых данных, позволяющей бесплатно предоставлять государственную информацию для коммерческих структур и гражданского общества с целью стимулирования новых возможностей для экономического роста страны и инноваций, появлению среды доброжелательных к государственным институтам активистов-разработчиков, а также вовлечения заинтересованных лиц в процесс повышения качества государственных услуг.
Рассмотрение проекта открытых данных считается чрезвычайно важным и актуальным направлением по ряду причин.
В первую очередь, коэффициент полезного действия от раскрытия государственной информации способствует получению существенного социально-экономического эффекта. Накопленные в ходе деятельности государственных органов уникальные массивы информации являются исключительно ценным источником конкурентных преимуществ страны для производства инновационных товаров и услуг в различных секторах индустрии управления знаниями.
Кроме того, публикация открытых данных может повысить возможности гражданского общества в осуществлении контроля и мониторинга деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Данное направление способно не только обеспечить доверительный и взаимовыгодный диалог между властью и обществом, но и гарантировать поступательно движение к реализации концепций «открытого правительства» и «электронной демократии».
Более того, первичное размещение данных государственными структурами может обеспечить существенную экономию государственных средств в процессе донесения информации до большого количества заинтересованных сторон. В этом случае важен факт повторного использования открытых государственных данных различными субъектами, самостоятельно адаптирующими информацию под потребности и интересы граждан и бизнес-сообщества.
Также открытое размещение сведений в машиночитаемом формате создает благоприятные условия для появления социально-ориентированных сервисов и приложений, крайне востребованных широким кругом потребителей.
В магистерской диссертации были выделены основные направления, достижения и проблемы внедрения открытых данных в РФ, разработаны рекомендации по продвижению концепции «открытых данных» в Российской Федерации.