Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте
Год защиты:2025
Аннотация:Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена активными реформами в системе образования Республики Узбекистан, направленными на модернизацию содержания, методов и форм обучения. На государственном уровне предпринимаются меры по формированию нового качества образования, соответствующего требованиям XXI века и глобальных образовательных стандартов.
Особое внимание в последние годы уделяется вопросам повышения эффективности преподавания иностранных языков, включая русский язык как язык межнационального общения. Важным шагом в этом направлении стало принятие Государственной программы по совершенствованию преподавания иностранных языков, включая русский язык. Программа развития системы образования на 2019–2023 годы (утверждена Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № УП-5712) ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у обучающихся функциональной грамотности, развития коммуникативных компетенций и внедрения современных педагогических технологий.
Так, в условиях двуязычия, характерного для большинства школ Узбекистана, особенно актуальным становится поиск эффективных методических решений, способствующих успешному освоению русского языка как неродного. Это особенно важно на уровне 5–9 классов, когда у учащихся формируется база речевой и грамматической компетенции, закладываются основы анализа и осознанного использования языка. Традиционные подходы к обучению нуждаются в дополнении современными методами, включая проектную деятельность, цифровые платформы, геймификацию, компетентностно-ориентированное и личностно-ориентированное обучение. Именно сочетание традиций и инноваций большую гибкость и адаптивность методики преподавания к условиям конкретного класса и региона.
Таким образом, исследование путей интеграции традиций и инноваций в преподавании русского языка в школах Республики Узбекистан является своевременным, социально и научно значимым. Оно отвечает требованиям современного образовательного процесса и способствует повышению качества школьного образования в многонациональной языковой среде.