Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра нейро- и патопсихологии факультета психологии
Год защиты:2014
Аннотация:1. Ключевые понятия работы: функциональная асимметрия мозга, межполушарные отношения, латеральные признаки, компоненты математических способностей, математическая деятельность, структура интеллекта, умственные способности.
2. Цель исследования: выявление и описание структуры связей между параметрами межполушарных отношений и компонентами математических способностей в юношеском возрасте (у студенток вузов).
3. Теоретико-методологическая основа исследования: представления постнеклассической рациональности о сложных саморазвивающихся динамических системах (Стёпин, 2003, 2009), положения отечественной психологии о культурно-исторической природе психики человека, системной и динамической организации ВПФ (Выготский, 1960; Лурия, 1962, 1973), о единстве сознания и деятельности в психическом отражении (Рубинштейн, 1945, 1957; Леонтьев, 1959, 1977), отечественные представления о сущности и структуре способностей (Теплов, 1961; Крутецкий, 1998).
4. Диагностический аппарат, методический инструментарий, использованный в работе: 1) Нейропсихологические пробы ("Переплетение пальцев рук", "Поза Наполеона", "Поза Наполеона", "Прицеливание", проба Розенбаха); 2) Сенсибилизированный опросник для определения рукости для подростков и взрослых (Чуприков, 1985); 3) Опросник функциональной мануальной асимметрии "МГУ-2013" (Хохлов, Большакова, Ковязина, Ениколопова, 2013); 4) Дихотическое прослушивание (Котик, 1974); 5) Метод оценки интегрального показателя межполушарной асимметрии (Khokhlov, Kovyazina, 2013); 6) Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (Amthauer, 1953; Ясюкова, 2007); 7) Авторский тест на внимание и математические способности.
5. Основные выводы по результатам работы:
1) Межполушарные отношения влияют на выраженность компонентов математических способностей. Часть влияний имеют прямой характер, часть – опосредуются компонентами структуры интеллекта. Значимым медиатором является фактор, объединяющий математическую интуицию, образный синтез и формально-логическое мышление. На роль медиаторов также претендуют оперативная логическая память, пространственное мышление и понятийное логическое мышление, однако это требует дополнительной проверки.
2) Для алгебраических способностей прямыми предикторами являются правшество по пробе "Аплодирование" и отсутствие левшества по пробе Розенбаха. Непрямые предикторы – правшество по пробе "Поза Наполеона" и отсутствие левшества по пробе Розенбаха.
3) Для геометрических способностей прямыми предикторами являются интегральный показатель межполушарной асимметрии и отсутствие левшества по пробе Розенбаха. Непрямые предикторы – правшество по пробе "Поза Наполеона" и отсутствие левшества по пробе Розенбаха.
4) Для арифметических способностей не удаётся выделить параметры межполушарных отношений, являющиеся прямыми предикторами. На роль непрямых предикторов могут претендовать интегральный показатель межполушарной асимметрии и отсутствие левшества по пробе Розенбаха, однако это требует дополнительной проверки.
5) Для общих математических способностей прямым предиктором является отсутствие левшества по пробе Розенбаха. Непрямые предикторы – правшество по пробе "Поза Наполеона" и отсутствие левшества по пробе Розенбаха.
6) Полученные результаты указывают на то, что для математических способностей большое значение имеют отсутствие доминирования задних отделов правого полушария и наличие относительного доминирования левого полушария, особенно в лобных отделах.
7) Выявленные закономерности могут быть обобщены только на студенток вузов, обучающихся по нематематическим специальностям.