Аннотация:Целью исследования является анализ концептуализаций моделей общения учителя и ученика в рамках прагматизма и бихевиоризма. Отмечу осознанное понимание автором работы оснований выбора этих концепций, с одной стороны, автор выделяет авторитетные подходы, сложившиеся не в рамках собственно философии образования, но актуализированные при философской рефлексии по отношению к образованию уже достаточно долгий период, с другой стороны, анализируя их историю, выявляет моменты адаптации моделей, описываемых этими подходами, к современным реалиям образования.
Автор исходит из того, что модель общения учителя и ученика является отражение сущностных характеристик организации социальных отношений в рамках института образования. Бахметьева А.Р. справедливо указывает, что модель обобщает различные типы реальных коммуникаций – между ментором (педагогом) и учеником, домашним учителем (родителем) и учеником, мастером и учеником в различных сферах профессиональной подготовки. Реализация поставленных в курсовой работе задач предопределила логическую структуру курсовой работы. Выводы в отдельных частях работы соответствуют поставленным и решенным задачам.
В первой главе курсовой работы предпринята попытка систематического выявления концептуализации общения учителя и ученика в традиции прагматизма. В работе выделены такие особенности этой модели как: целевая установка на практичность, на расширение личного опыта ученика, необходимость создания образовательной среды для деятельности как способа знакомства с миром, воспроизводство в модели школы социальной модели, опыт общения и сотрудничества, требование создания простых ситуаций. Автор разбирает критику прагматизма, на современных примерах показывает актуальность целевых установок и требований к процессу взаимодействия между учителем и учеником, сформулированным в прагматизме.
Во второй главе курсовой работы предметом анализа стала концептуальная модель общения учителя и ученика, выработанная в бихевиоризме. Концепутальными основания модели названы отрицание ряда форм когнитивного поведения, создание искусственных условий коммуникации при видимой минимизации действий учителя, высокая роль мотивации и вознаграждения, прямой контроль поведения, регулярные проверки и так далее .