Аннотация:В XXI веке технологии регистрации движений глаз стали широко использоваться в различных областях исследований, в том числе, они позволяют отражает когнитивные процессы человека в режиме реального времени. В последнее время особую актуальность приобрели исследования процесса чтения – было создано значительное число различных моделей чтения (в том числе, Идеальный наблюдатель, зрительно-моторные модели и когнитивно-ориентированные модели). В нашем исследовании мы рассматривали процесс чтения на английском языке и опирались на когнитивно-ориентированную модель E-Z Reader, которая предполагает, что на характеристики движений глаз влияет частотность и предсказуемость слова. Мы учли аспект частотности при разработке стимульного материала.
Цель исследования была достигнута. Нам удалось показать различия в характеристиках движений глаз у испытуемых с разным уровнем владения иностранным языком.
Также нам удалось развести два фактора, влияющих на показатели движений глаз при чтении – индивидуальные особенности (стратегии чтения) и уровень владения иностранным языком.
Нами был выявлен значимый компонент для определения уровня владения грамматикой и лексикой английского языка с помощью технологии ай-трекинг. Данным компонентом выступает стратегия движений глаз при чтении.
В процессе анализа полученных данных было обнаружено две стратегии движений глаз - «slow reader» и «quick reader». Стратегия «slow reader» предполагает большее количество регрессий, большее количество фиксаций, большую среднюю длительность фиксаций, большее число саккад в отличие от стратегии «quick reader». Показатели средней длительности саккад и средней амплитуды саккад не различаются. «Slow reader» читает текст медленнее, чаще перечитывает предыдущие предложения, некоторые испытуемые перечитывали весь текст полностью повторно. «Quick reader» читает текст быстро, практически не возвращаясь к предыдущим словам. При этом можно говорить о том, что успешность пересказа содержания текста у людейс разными стратегиями чтения находится на одинаковом уровне.
Далее группы с разными стратегиями движений глаз были разделены на две подгруппы по уровню владения английским языком.
Мы сопоставили характеристики движений глаз испытуемых с двумя стратегиями чтения с разным уровнем владения иностранным языком при чтении простых и сложных английских текстов. Гипотеза о наличии различий в характеристиках движений глаз у испытуемых с разным уровнем владения языком была подтверждена.
Мы пришли к выводу, что при создании методик определения уровня владения иностранным языком крайне значимо учитывать стратегию чтения человека, поскольку от времени прочтения во многом зависит успешность понимания текста и правильность выполнения заданий, которые, в свою очередь, отражают уровень владения языком. Помимо этого, нами было показано, что эти стратегии движений глаз при чтении универсальны – они проявляются как на русском, так и на английском языках.
Таким образом, в данном исследовании нам удалось учесть два фактора, влияющих на показатели движений глаз при чтении – индивидуальные особенности (стратегии чтения) и уровень владения иностранным языком. Мы выделили универсальные стратегии чтения на русском и английском языке, которые отражают индивидуальные особенности человека. Мы смогли развести два рассмотренных фактора и показать, что существуют различия в характеристиках движений глаз при чтении у людей с разным уровнем владения английским языком. Были получены значимые результаты для разработки методики определения уровня владения иностранным языком в помощью технологии регистрации движений глаз, которая позволит не только сократить время тестирования, но и повысить его достоверность. Если при обычном тестировании человек может просто угадать правильный ответ, то технология регистрации движений глаз отразит процесс угадывания и сомнений человека. Разработанную методику можно будет использовать при приёме на работу, в различных образовательных учреждениях (как высших учебных заведениях, так и в специализированных школах для изучения языка), а также при поступлении в иностранные учебные заведения.