Аннотация:Сегодня социальные сети развиваются быстрыми темпами, возрастает также и их роль в жизни общества. Согласно «Исследованию российских социальных медиа 2010», проведенному агентством «Роуз креативные стратегии» совместно с компанией HeadHunter весной 2010 года, жители России являются самыми активными пользователями социальных сетей: почти 90% российских интернет-пользователей имеют аккаунты в них; 49% проводят на сайтах от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — более 20 часов.
Согласно данным агентства Brand Analytics, самыми популярными темами сообщений, которыми пользователи публично делятся, стала личная информация (где человек находится, что делает), около 40% потока составляют сообщения из СМИ и их обсуждение пользователями, а также новости, созданные самими участниками социальных сетей (например, фото с места событий). Таким образом, сообщения соцсетей на сегодняшний день прочно вошли в информационную повестку дня большинства интернет-пользователей, что подчеркивает актуальность научного исследования данной работы.
Также статистика агентства «Роуз креативные стратегии» показала, что самой популярной сетью стал интернет-портал «Вконтакте» – с 72% российских пользователей.
Данная социальная сеть появилась 8 лет назад, но уже успела за это время завоеватель любовь аудитории. В 2006 году Павел Дуров, учащийся СПбГУ, создал сайт, куда и пригласил студентов своего вуза. Таким образом, изначально сайт был создан исключительно для одного учебного заведения, но со временем аудитория начала расти, стали присоединяться студенты со всей страны, а затем и вовсе пользователи, не имеющие отношения к учебным заведениям.
Эльнара Петрова, в то время журналист газеты «Деловой Петербург», прокомментировала появление сайта: «Запуск «ВКонтакте» стал большой новостью для Петербурга. Помню, как ехала в метро и каждый раз с удивлением слышала, что молодые люди в разговорах упоминали сайт как источник информации. Это было до эпохи доступного мобильного интернета, и это было что-то необыкновенное — социальная сеть».*
Многие участники соцсети начинали практически «жить» в ней, проводя на сайте несколько часов и приглашая своих друзей, так, 13 июля 2007 года во «ВКонтакте» был зарегистрирован миллионный участник, а на следующий год аудитория сайта превысила 10 миллионов человек.
Люди начали делиться не только своими личными новостями, как было в начале работы сайта, а стали обсуждать в группах происходящие события и даже принялись сами формировать контент, выкладывая видео, фото и собственные тексты. Таким образом, тематика текстов и его стандарты постоянно менялись. Новизна данного исследования состоит в том, что мы проанализируем изменения специфики текстов за всю историю существования сайта.
В качестве предмета исследования мы рассмотрим текст социальной сети и его стандарты, как он изменялся за время существования сайта. Также мы рассмотрим диапазон тематики сообщений, который также изменился: если в 2006 году среди главных тем была студенческая жизнь, то сейчас пользователи обсуждают происходящее в мире, делятся развлекательным контентом и формируют собственную повестку дня независимо от СМИ.
Целью данного исследования является выявление закономерностей построения текстов для социальных сетей, изучение структурных особенностей сообщений и их тематики.