Аннотация:Восприятие произведений живописи зависит от множества факторов, начиная от формальных особенностей самих визуальных стимулов и заканчивая контекстом ситуации, в которой происходит восприятие. Таким образом, в работе были описаны некоторые общие принципы в том, как мы смотрим на произведения живописи, и большая вариативность в зависимости от собственных мотивов наблюдателей, их художественной оценки и знаний. Особенную роль в процессе восприятия искусства играет формирование у человека эстетического чувства – сложно описываемого состояния, включающего в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты. Именно это чувство, по мнению многих исследователей, способствует накоплению у человека эстетического опыта, и отличает процесс восприятия искусства от повседневного восприятия.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение того, как эксперты и не эксперты в области абстрактной живописи и работы с абстрактными графическими элементами, смотрят и оценивают картины. По результатам исследования не были выявлены значимые различия в характеристиках движения глаз, кроме параметра частоты саккад. Говоря о субъективных показателях, нами были выявлены значимые различия как в оценке красоты абстрактных картин, так и в их предпочтении: экспертная группа выше оценивает картины по этим двум параметрам по сравнению с группой новичков. Что касается разного уровня эмоционального интеллекта – к сожалению, в этом аспекте наша гипотеза не подтвердилась, однако описанные в теоретической части исследования, связанные с эмоциональным интеллектом, дают основания полагать, что при модификации исходной гипотезы, могут быть получены значимые результаты.