![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Аннотация. Цель исследования – изучение интегрированного учебно-познавательного опыта, его содержания, структуры и динамики в триаде с ментальным и субъектным опытом. Объект исследования – целостный опыт обучающихся. Предмет исследования – интегрированный учебно-познавательный опыт обучающихся в триаде с ментальным и субъектным опытом. Гипотеза исследования. Концептуальная модель интеграции учебного и познавательного опыта может быть создана на основе рефлексивно-интегративного подхода в изучении триады интегрального опыта, включающего такие его формы, как субъектный, ментальный и учебно-познавательный опыт, и реализована в технологии. Содержание. Методологические и теоретические основы интеграции учебного и познавательного опыта обучающихся. Опыт субъекта, его структура и динамика как предмет психологических исследований. Разработка содержания понятия учебно-познавательный опыт. Концептуальная модель учебно-познавательного опыта. Экспериментальное исследование учебно-познавательного опыта, его структуры, динамики и развития. Диагностика структуры учебно-познавательного опыта и верификация модели. Технологии интеграции в учебном процессе. Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований: В концептуальной модели интегрированный учебно-познавательный опыт представляет собой конструкт частного порядка, коньюнктивно отдифференцированный от других форм опыта и находящийся с ними во взаимосвязи, образуя с ментальным и субъектным опытом как обобщающими конструктами более высокого порядка «вложенные» формы триады опыта. Базовой идеей концептуальной модели является структурный анализ интегрированного учебно-познавательного опыта как частной системы при одновременном изучении общей системы, в которую он входит в качестве компонента или подсистемы. В качестве общей системы определена интегральная триада опыта, которая включает учебно-познавательный, ментальный и субъектный опыт. Интегрированный учебно-познавательный опыт - это система психических образований, формирующаяся в учебной деятельности под воздействием функционирования ментального и субъектного опыта и интегрируемая с ними на рефлексивном уровне в триаду «вложенных» форм опыта, оказывающую позитивное влияние на уровень достижений в учебной деятельности. Компонентами учебно-познавательного опыта являются: предметно-результативный, рефлексивно-оценочный и ментально-репрезентативный. Предметно-результативный компонент отражает необходимость для обучающихся учебных знаний, умений и способов, объективным показателем которых является успеваемость. Рефлексивно-оценочный компонент отражает осознание субъектом своей деятельности и представлен через систему рефлексивной оценки учебно-познавательного опыта. Ментально-репрезентативный компонент отражает актуальность ментального образа учебно-познавательного опыта как выражения учебно-познавательной деятельности и представлен через словесно-образный перевод этого понятия в виде рисунка и его описания. Структура учебно-познавательного опыта имеет системное строение и организована по иерархическому принципу, предполагающему наличие «горизонтальных» и «вертикальных» связей с ментальным и субъектным опытом. Интеграция учебного и познавательного опыта заключается в образовании учебно-познавательного опыта, компоненты которого достигают высокого уровня во взаимосвязи с элементами ментального и субъектного опыта, а в опыте обучающихся с высокой успеваемостью появляются новые свойства, порождаемые кристаллизацией учебно-познавательного опыта из ментального и субъектного опыта. Динамический характер развития учебно-познавательного опыта заключается в закономерном изменении его качественного состава у субъектов разного возраста и с разной эффективностью деятельности в зависимости от сформированности характеристик их ментального и субъектного опыта. Динамика развития учебно-познавательного опыта достигается на основе рефлексивно-интегративного подхода, который является результатом объединения дифференционно-интеграционного, структурно-интегративного и рефлексивного подходов в психологии. Его сущность заключается в создании специфической технологии учебной деятельности для включения обучающихся в мыследеятельностный, чувственно-переживаемый процесс осознания процесса формирования своего опыта. Необходимым условием успешности такой технологии является развитие компонентов учебно-познавательного опыта во взаимосвязи с ментальным и субъектным опытом. Разработанные методы развития учебно-познавательного опыта являются необходимыми и достаточными для реализации теоретических и практических оснований интеграции учебного и познавательного опыта обучающихся различных уровневых и возрастных категорий