![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна: - определены и охарактеризованы МР учебных текстов и смыслы подростками в структуре их учебно-познавательного опыта; - разработаны критерии изучения и оценки универсальных РС, высокий уровень сформированности которых повышает интеллектуальную деятельность в условиях работы с задачей (текстом) и их дефицита, который снижает интеллектуальную деятельность в условиях работы с задачей (текстом); - определены характеристики форм и уровней представленности МР учебных текстов; - разработаны психодиагностические методики для изучения РС и содержания МР учебных текстов подростками; - разработана психолого-математическая модель интегрированной МР учебных текстов подростками; - выявлены и доказаны особенности структурой организации учебно-познавательного опыта подростков: группа подростков с тенденцией к диффузной целостности, для которой характерно глобальное, нерасчлененное состояние системы учебно-познавательного опыта и группа с системной интеграцией учебно-познавательного опыта; - доказано, что МР учебных текстов подростками с таким уровнем учебно-познавательного опыта, как системная дифференциация, характеризуются низкой степенью обобщенности, преобладанием их субъективированности над объективированностью, дифференцированностью их содержания, узким «смысловым полем» адекватности выбора форм представленности образа, отсутствием в них признаков смыслообразования при дефиците РС; - доказано, что МР учебных текстов обучающихся с таким уровнем учебно-познавательного опыта, как системная интеграция, характеризуются высокой степенью обобщенности, преобладанием их объективированности над субъективированностью, расширенным «смысловым полем» адекватности выбора форм представленности образа, интегрированностью ее содержания, наличием в них признаков смыслообразования при более развитых репрезентативных способностях; - определено, что различия в МР учебных текстов подростками с разным учебно-познавательным опытом обусловлены различиями в ментальном опыте; - разработаны психолого-педагогические рекомендации для психологов и педагогов по развитию РС и МР учебных текстов подростками на примере включения МР в психодидактику иностранного языка, информатики, изобразительного искусства.