ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Объектом диссертационного исследования является эмпирическая область многообразных взаимодействий цвета с сознанием субъекта. Цвет исследуется в аспекте доступности его интерпретации субъектом, в его соотнесенности с такими «неперцептивными» категориями, как физиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории. Эмпирическими объектами исследования психосемантики цвета являются: 1) влияние цвета на эмоциональное состояние человека; 2) связь между эмоциональным состоя¬нием человека и его отношением к определенным цветам; 3) связи между предпочтением цвета и порогами его восприятия; 4) связи между эмоциональным состоянием и характеристи¬ками цветового восприятия; 5) закономерности ассоциирования цветов; 6) закономерности семантического и многомерного шкалирования цветов; 7) структура цвето-эмоциональных семантических пространств; 8) закономерности проекции цветовых ощущений в контекст других модальностей; 9) закономерности цветовой гетеро – и самоатрибуции; 10) ха-рактеристики воздействия цвета на физическое состояние, протекание фи¬зиологических и химических процессов в организме. Большинство этих феноменов являются объектом экспериментального исследования в нашей диссертации. Предметом исследования в диссертации являются закономерности категоризации цвета как семантического объекта, семантическая структура цветового образа. Цель исследования: исследование категориальных структур, опосредующих формирование цветового значения, и построение экспериментально выверенной семантической модели цветового образа. Методы исследования. Методическим принципом при проведении экспериментальных исследований служит принцип исследования значений цветов «в режиме их употребления» (В.Ф. Петренко). Мы исследуем цвет как образ, или «предметный» цвет, в естественных условиях восприятия нормально светоадаптированным глазом. При изучении неосознаваемых компонентов цветовых значений применяются приемы: косвенное исследование значений путем измерения порогов восприятия цветов, измерение критической частоты слияния мельканий цветов (КЧМ), субъективное предпочтение цветов в связи с психологическими характеристиками субъекта. При иссле-довании отображения значений цветов в сознании используется модель эксперимента с параллельным шкалированием объектов и метод управляемой проекции (В.В. Столин). Применяются измерительные техники: многомерное шкалирование, семантическое шкалирование (семантический дифференциал), косвенное семантическое шкалирование. Стратегия построения исследования состоит в изучении устойчивых семантических проекций цвета в различные категориальные контексты. В импрессивном аспекте исследуются: (1) связь восприятия цвета с психологическим состоянием; (2) связь восприятия цвета с устойчивыми особенностями личности; (3) влияние эмоций на восприятии цвета и возникновение цветовых представлений; (4) синесте-тические проекции цветовых представлений в другие модальности; 5) зависимость предпочтения цветов от психологического состояния, индивидуальных особенностей субъекта, характера окрашенного объекта, и т.п. В экспрессивном аспекте исследуются закономерности использования цветов как средства выражения (визуализации) отношения и самоотношения. Теоретические выводы диссертационного исследо-вания: 1. Цвет, как совокупность всех оттенков, представляет собой специфическую семиотическую структуру, изоморфную структуре физиологических и эмоциональных реакций и наиболее общим системным качествам действительности, раскрывающихся субъекту в структуре его деятельностей. 2. Осознанное переживание правомерно рассматривать как функциональный орган восприятия эмоциональных значений цветов. 3. В качестве категориальных структур, определяющих семантическую неоднородность цветов, выступают механизмы автономной регуляции вегетативного тонуса, притока внешней и внутренней стимуляции, регуляции эмоционального состояния, категориальные структуры, репрезентирующие субъекту Я-концепцию личности. Перечисленные уровни регуляции поведения правомерно рассматривать в качестве контекстов интерпретации цветового значения. 4. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов ре¬аль¬но¬сти, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в структуре деятельностей субъекта. В контексте конкретной деятельности цвет предстает как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. “Цветность”, будучи задействована определенным образом независимо от “предметности”, несет в себе не эту предметность, а некое эмоциональное начало, которое в определенных этнокультурных ситуациях соотносимо с жизненно важными признаками широкого круга предметов, актуализирующихся в структуре деятельностей субъекта. 5. Кроме метафорического приписывания (напр., «синий чулок») и экспрессивного приписывания (создания колорита рисунка или «цветового портрета» при гетерооценке) существует эффект перцептивного приписывания цветов воспринимаемому образу, связанный с психологическим и физиологическим состоянием и настроением субъекта - как неосознаваемая визуализация настроения в форме характерного искажения колорита воспринимаемого образа. 6. Существуют устойчивые стилевые особенности цветового восприятия, связанные с устойчивыми психологическими характеристиками субъекта. Люди с разной структурой личности и в разном эмоциональном состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете, или как бы через разные цветные фильтры, «обрезающие» различные участки видимого спектра. 7. Воздействие цвета и перцептивное приписывание цвета образу соотносятся с одним и тем же эмоциональным состоянием для определенного цвета. Эти неосознаваемые закономерности проецируются в развитые структуры вербальных значений, что зафиксировано в устойчивых речевых оборотах («мрачное настроение», «радужное настрое-ние» и т.п.). 8. Цвета в представлениях являются формой проявления эмоций, что аналогично феномену перцептивного приписывания цвета во внутреннем поле сознания. Восприятие цвета и его представление опосредовано перцептивными эталонами, которые модально неспецифичны, либо в своей структуре содержат эмоциональный компонент, достаточный для опознания цвета. Эмоцию правомерно рассматривать как порождающий фактор для цветов-представлений. 9. Человек внутренне определенным образом ориентирован к цветам. Это в первую очередь эмоциональная (оценочная) ориентация, тесно связанная с физиологическим и психологическим состоянием и самооценкой субъекта. Нарушение этой ориентации прямо соответствует нарушению психологической адаптации. 10. Видимые вовне цвета изменяют психологическое состояние человека аналогично тому, как под влиянием психологического состояния изменяется колорит нашей картины мира. То, что субъективно переживается как эмоция, во внеш¬нем по отношению к человеку мире существует в форме цветов (колорита). В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет (его перцептивная форма) является символом собственного воздействия на субъекта. 11. Коннотативные корреляты цветового ощущения обладают константностью в исторической перспективе и играют важную роль в процессе отображении в субъективном образе целостной картины мира. 12. Синестезия - это не толь¬ко универсальный оператор взаимотрансформаций «материала» модальностей, но и «слепок» наиболее обобщенных системных связей объективного мира в той форме, в которой они раскрываются в отношении к целостному субъекту в структуре его деятельностей. Синестезии опосредствуют трансляцию цветового значения в контексты различных перцептивных модальностей. Они же опосредствуют проекцию цветового значения в плоскости развитых вербальных категориальных структур, что и определяет «вертикальную» структуру цветового значения. Прикладные выводы исследования: 13. Связь предпочтения-отвержения цвета со светлотной (яркостной) характеристикой следует рассматривать независимо от ее связи с тоновой характеристикой. 14. Субъект неосознанно использует цвета как средство оптимизации процессов эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. При необходимости поддержать активное состояние предпочитаются теплые цвета, если нужно снизить напряжение – холодные. Аналогично действуют неосознаваемые регуляторные механизмы, компенсаторно изменяющие пороги чувствительности к соответствующим оттенкам цвета. 15. Знак связи между предпочтением цвета и порогами чувствительности к нему противоположен для холодной (особенно синего) и теплой области спектра. Наиболее тесно с чувствительностью к цветам (общее снижение порогов) связано предпочтение красного и желтого цветов. В противоположность краснму и желтому, предпочтение синего цвета преимущественно связано с понижением чувствительности к цветам (повышение порогов), в том числе и к синему цвету. 16. Синий (голубой) цвет стоит особняком от остальных хроматических цветов: чувствительность к нему может повышаться при понижении чувствительности к остальным цветам. Это наблюдается при пониженном настроении, расслаблении и пассивности, а не активированности, напряженности и готовности к действию, что характерно для чувствительности к остальным цветам. 17. Существует поляризация эмоциональных оценок (предпочтение – отвержение) в отношение теплого и холодного полюсов спектра; эта поляризация амбивалентна. Этот феномен наиболее заметен, когда цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями, оцениваются как неприятные, и наоборот. Амбивалентность отношения к холодным и теплым цветам может быть объяснена разницей между объектной или субъектной установками наблюдателя. Эти установки характерны для сознательного уровня цветовой семантики, зависящей от психологического контекста восприятия и оценки цвета. К субъектному контексту относятся эмоции в самом широком смысле слова, связанные с физическими «организменными» ощущениями, физическим состоянием и «прагматическим», утилитарным отношением к цвету. К объектному контексту относятся более нтеллектуализированные оценочные характеристики, субъективно соотносимые с вовне воспринимаемыми объектами, например, – эстетические и интеллектуальные чувства. В субъектном контексте позитивно оцениваются цвета теплой области спектра, в объектной – холодной. 18. Эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более ярким и красочным, с преобладанием теплых тонов, с примесью красного или зеленого, более чувствительны к желтому, зеленому и фиолетовому, склонны «игнорировать» синие оттенки. Тревожные интроверты, напротив, видят мир менее ярким и красочным, с преобладанием синего. Те, кто расслаблен, пассивен, нечувствителен к средовым влияниям, испытывает упадок сил и / или депрессию, либо отличаются конкретностью и затрудненностью, инактивностью мышления, – более чувствительны к синему и голубому цветам, и на-оборот. 19. Эмоциональные значения цветов при цветовой атрибуции сходны с эффектом перцептивного приписывания. Атрибутируя цвет другому человеку, испытуемые фактически характеризуют собственное эмоциональное состояние, связанное с представлением об этом человеке. Теплые тона, а также зеленый визуализируют позитивное отношение. Синий, ахроматические цвета и коричневый – негативное. 20. Цвето-социометрический тест является валидным и надежным методом измерения эмоционального состояния группы, исследования межличностных отношений и индивидуальных особенностей членов группы в возрастном диапазоне от 6 до 17 лет.