ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Современная лингвистика антропоцентрична: она ставит в центр своего внимания человека, который выступает не как пассивный пользователь, а как активный творец и преобразователь языка. В естественных языках процесс творения и преобразования языка людьми происходит в ежедневной коммуникации по большей части бессознательно (хотя определенная доля языковой рефлексии у «наивных» носителей языка обязательно присутствует) и только филологи, профессионально занимающиеся изучением и нормированием языка, пытаются воздействовать на него сознательно и систематически. Однако существует вид деятельности, в котором каждый говорящий может стать создателем языка, - конструирование (моделирование) искусственных языков, получающее все большее распространение с развитием Интернета. Объектом нашего исследования являются проекты вымышленных языков в Интернете. Предмет исследования составляют представление и описание вымышленных языков (ВЯ) их авторами на страницах Интернета, попытки создания текстов на ВЯ, специфика языковой деятельности «конструкторов языка», сочетание в ней исследовательской, моделирующей, игровой составляющих. Термин «вымышленные языки» (ВЯ) принят для выделения одной из групп конструированных языков (конлангов, conlangs) с целью отграничения ее от вспомогательных международных языков (auxlangs) типа эсперанто, идо, ложбана и т.п. Материалом исследования послужили англоязычные и русскоязычные Интернет-сайты, на которых представлены описания вымышленных языков и языковая продукция на этих языках, а также вспомогательные материалы для языкового конструирования (инструкции, учебные пособия и компьютерные программы). В диссертации рассмотрено более 200 проектов ВЯ, а также около 100 сайтов, созданных вокруг проектов языкового конструирования (переводы, исследовательские проекты, учебные курсы ВЯ, пособия по лингвоконструированию, языковые игры, компьютерные средства автоматизации лингвоконструирования). Целью исследования является установление места языкового конструирования в общей структуре языковой деятельности людей, выявление задач и способов конструирования ВЯ, а также наиболее значимых черт проектов ВЯ и окружающей их в Интернете деятельности, свидетельствующих об уровне лингвистических знаний создателей этих проектов, о направлении их интересов и о роли языка в построении виртуальных миров.