ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
История развития профессиональнотехнического образования Ирана на протяжении длительного времени остается в числе актуальных научно-практических проблем. В современных условиях значительно усилился интерес исследователей к анализу деятельности государства, общественности, частных лиц в области развития и становления профессионально-технического образования во второй половине XIX — начале XX вв., не только в крупных центрах, но и в ряде регионов Ирана. В дореволюционном Иране исторически складывалась региональная структура профессионально-технического образования, которая была составным звеном единой системы образования. Исторический опыт, накопленный в этом плане, позволяет оценить путь, пройденный отечественным профессиональным образованием, сделать первый шаг в создании концептуальной основы и практической базы профильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Существовавшая ранее единая система трудового и профессионального обучения обеспечивала воспроизводство кадров без учета их потребности и уровня подготовки. При рыночных отношениях и различных формах собственности, нерентабельности и банкротстве предприятий потребность в кадрах резко уменьшается, появляется безработица и конкуренция в трудоустройстве. Естественно, что вместо существующей системы трудовой подготовки кадров должна возникнуть довольно гибкая и разнообразная как государственная, общественная, так и частная системы подготовки профессионально грамотных специалистов. Иран имеет многовековой опыт такой разнообразной подготовки. В этом плане научно-практический интерес представляет период середины XIX — начала XX вв., когда рост промышленности и развивающихся капиталистических отношений выдвинул проблему подготовки профессиональных рабочих кадров, в том числе и женских. Поэтому изучение истории профессионально-технического образования под углом зрения новых социально-экономических и профессионально-технических задач приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность. Как правило, основное внимание исследователей привлекают проблемы формирования и функционирования всей системы образования Ирана, в том числе светского, духовного и, в меньшей степени, профессионально-технического. Более того, данная проблема в указанных хронологических рамках не рассматривалась и не была предметом специального педагогического исследования. Актуальность темы определяется ещё и тем, что сегодня требуется переосмыслить всю работу по профориентации и трудоустройству населения, выявлению способности адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной экономики. Поэтому при всем значении ранее проведенных исследований возникает необходимость объективного разностороннего переосмысления богатейшего опыта профессионально-технической подготовки кадров в Исламской Республике Иран. Вся совокупность обозначенных проблем и определяет актуальность диссертационного исследования. Степень изученности проблемы. Историко-педагогический анализ позволяет оценить степень интереса к проблеме, выявить основные тенденции, позитивные и негативные стороны накопленного опыта по развитию профессионально-технического образования в рассматриваемый период. В историко-педагогической литературе исследуемого периода можно выделить несколько различных идейно-политических направлений, отражавших позиции государства и общества на проблему профессионально-технического образования. Вместе с тем, в этих трудах нет данных о роли частной инициативы и общественных организаций в развитии просвещения и формирования рабочих профессиональных кадров, а также нет обоснования о необходимости быстрого развития профессиональной школы в связи с активным участием в промышленном производстве. Первые попытки решения проблем, связанных с подготовкой профессиональных рабочих кадров появились в конце XIX - начале XX вв. Ряд исследователей дают оценку земской деятельности в области профессионально-технического образования, а также роли общественности, частной благотворительности, общественных и просветительных организаций. Проблемы профессионально-технического образования затрагивались в юбилейных обзорах, заметках, статьях, в периодической печати, а так же очерках, посвященных деятельности отдельных профессиональных учебных заведений, которые давали представление о их профессиональной специфике, количестве и составе учащихся, знакомили с учебными планами и даже отражали дальнейшую судьбу выпускников. Однако они носили фрагментарный характер и не имели целостных исторических исследований. Особо следует выделить исследования по кустарным промыслам Ирана, в которых показана региональная специфика специальных учебных заведений (училищ, ремесленных мастерских, классов). Исследования конца XIX - начала XX вв. являются ценными источниками для изучения данной проблемы, так как их авторы были непосредственными участниками событий тех лет.