ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Цель исследования: рассмотреть теоретические и практические основы функционирования медиасреды вуза в синхронии и диахронии, охарактеризовать медийное измерение современного университета в контексте решаемых им задач. Объектом исследования выступают университетские традиционные и новые медиа в условиях изменяющейся медиасреды вуза. Предметом изучения в работе является формирующаяся новая медиасреда вуза, рассматриваемая в рамках медийного измерения (медиауниверсума) университета, обладающего многоуровневой структурой. Эмпирическая база исследования объединила вузовские периодические издания, официальные интернет-ресурсы, официальные аккаунты в социальных сетях. На защиту выносятся положения: 1. Университетские медиа на разных этапах общественного развития отражали роль университета в обществе, вызовы, с которыми сталкивались университеты. Возникновение первых вузовских изданий было связано с необходимостью повышения грамотности среди широких масс населения, обеспечения внутренних коммуникаций, стимулирования творческой активности учащихся. В последнее десятилетие XX века вузовские медиа (пресса, ТВ, радио) расширили целевую аудиторию за счет внешнего сегмента – аудитории абитуриентов и их родителей. Трансформация в сфере отечественного высшего образования в начале XXI века, связанная с реализацией политики либерализации, становлением новых моделей функционирования университета и появлением вузов особого статуса (научноисследовательский, федеральный, опорный), стала основанием для расширения спектра задач, решаемых вузами. В связи с корректировкой стратегий развития вузов в рамках новых моделей изменения коснулись вузовских медиа, что ознаменовало переход от реализации задач внутренних коммуникаций и выполнения роли практической площадки для подготовки кадров медиасферы к реализации функции корпоративных медиа, ориентированных на укрепление внутрикорпоративной культуры (внутреннего бренда) и формирование бренда в сознании целевых аудиторий. 2. Медиатизация общества оказала влияние на сферу высшего образования и определила состояние медиасреды университета. Вузовские медиа оказались задействованы в решении более широкого спектра коммуникационных задач, среди прочего связанных с формированием позитивного имиджа и сильного бренда. Усиление значения вузовских медиа заставило пересмотреть подходы к работе профильных служб вуза и специалистов, обеспечивающих функционирование его медиасреды. Учет особенностей медиапотребления целевых аудиторий университета определяет особенности предлагаемого контента в медиа вуза. 3. Происходящие изменения в медиасреде вузов дают основания говорить о медийном измерении университета, континууме, трансформирующемся во времени, для обозначения которого мы предлагаем термин «медиауниверсум» вуза. Медиауниверсум вуза является результатом перемен, уже произошедших и происходящих в медиасреде университета, ставших следствием изменений в сфере высшего образования и медиасреде общества. Применительно к медийному измерению университета под его медиауниверсумом следует понимать совокупность элементов медиасреды, связей между ними, организационных структур, определяющих специфику функционирования медиасреды, субъектов, задающих направление функционирования медиасреды, объектов, на которые направлено действие вузовских медиа, а также взаимосвязанные категории, формирующиеся благодаря медиа вуза, – «имидж», «бренд» и «репутация». 4. Структура медиауниверсума вуза состоит из 7 взаимосвязанных уровней: технологического, организационно-инфраструктурного, содержательного, ценностного, оценочного, символического, субъектно-объектного. Технологический уровень включает традиционные и цифровые медиа вуза. Организационно-инфраструктурный уровень распадается на два подуровня: структурно-экономический (структуры и службы, обеспечивающие функционирование медиа вуза) и инфраструктурный (совокупность служб университета, задействованных в функционировании вузовских медиа). Содержательный уровень медиауниверсума характеризует контент, распространяемый в медиа вуза. Ценностный уровень медиауниверсума предпола- 17 гает рассмотрение миссии, ценностей, корпоративной культуры и бренда университета. Оценочный уровень связан с репутацией университета. К символическому уровню медиауниверсума вуза следует относить: константы фирменного стиля вуза (логотип, слоган, фирменные цвета, фирменный шрифт), символику отдельных учебных, научных и других подразделений, маскоты, корпоративную архитектуру (знаковые здания). Субъектнообъектный уровень медиауниверсума включает субъектный (отдельные лица (представители вуза), определяющие направления функционирования вузовских медиа) и объектный (целевые аудитории медиа университета) подуровни. 5. Основой для построения бренда университета являются ценности культуры университета, конфигурация которых формирует выбранную модель функционирования учебного заведения. Модель университета как ценностный конструкт лежит в основе построения и позиционирования бренда через миссию учебного заведения. В связи с чем ценностный уровень медиауниверсума, по нашему мнению, включает в свой состав ценности культуры университета, миссию как интегратора данных ценностей, корпоративную культуру и бренд университета. При построении бренда университета особое значение отводится содержательному и технологическому уровням медиауниверсума – «что вуз говорит о себе, как и через какие каналы». Содержательный уровень отражает типы контента, представленного в традиционных и цифровых медиа вуза, тематические направления публикаций, среди которых выделяются следующие блоки: «образование», «наука и инновации», «воспитательная работа и патриотическое воспитание», «спорт», «университет», «профориентация», «персона». Технологический уровень охватывает традиционные и новые медиа вуза, задействованные в трансляции ценностей бренда учебного заведения на внутреннюю и внешнюю аудитории