ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В настоящее время мировое сообщество активно ищет выход из сложившейся кризисной ситуации. В различных странах началась полномасштабная реализация плана действий по модернизации структуры государственных и общественных институтов, оздоровлению социальной сферы, реализации социальных программ и поддержки развития бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что вовлечение предпринимательского потенциала в развитие общества требует создания необходимых предпосылок для полноценного функционирования среднего бизнеса, что особенно актуально в период кризиса. Успех в разрешении во многом непростых проблем средних предприятий зависит, прежде всего, от эффективности мер по оптимизации управленческого звена, от того, какими профессиональными качествами обладают руководители. Высокий уровень этих качеств определяется, наличием необходимого образования, профессиональных знаний, навыков и умений, добросовестным выполнением своих функций, законопослушностью, ответственностью за исполнение должностных обязанностей, а также стилем управления в зависимости от стадий жизненного цикла развития организации. Функционирование организации на любом этапе ее развития происходит в процессе адаптации к условиям внешней среды. Отличительный признак успешной организации — это равновесие внутренних характеристик с внешней средой. Внешняя среда, которая представляет собой совокупность условий, в которых протекает деятельность организации, является понятием динамическим. Соответственно, равновесие также носит динамический характер. В случае низкого адаптивного потенциала организации и, как следствие, несоответствия организации требованиям устойчивости, велика вероятность возникновения организационного кризиса и прекращения ее работы как самостоятельного субъекта. Изменения, осуществляемые в управленческих структурах и деятельности институтов власти, обусловливают необходимость формирования нового типа руководителя, обладающего помимо профессиональных рядом социальных качеств, определяемых политическими, правовыми, нравственными нормами и ценностями. Особенность управленческой деятельности, специфика решаемых ею задач, сложность экономической ситуации в нашей стране вызывают потребность не только в специфичных профессиональных навыках управленца, но и в особых личных качествах, которые позволят ему вывести компанию на принципиально иной уровень, а также убедить коллектив в правильности выбранной стратегии. Руководство и лидерство — необходимые составляющие эффективного управления организацией, представляющие собой координацию отношений членов социальной группы и реализующие процессы социального влияния в коллективе. Эти понятия в значительной степени отличаются друг от друга. Оптимальное использование потенциала работников, являющееся залогом успешного развития и функционирования организации, наиболее успешно реализуется с помощью лидера во главе компании. Именно лидерство, ориентированное на установление атмосферы сотрудничества, стратегической интеграции, улучшение производственных процессов, внедрение самоуправления, имеющее в основе ответственность, доверие и согласие, на определенных этапах развития организации превращается в важнейший фактор ее жизнестойкости. На других стадиях развития организации ' требуется руководство, призванное организовывать официальные взаимоотношения в группе. Оно представляет собой основную силу, координирующую деятельность подсистем компании и определяющую их взаимосвязь с окружающей средой. Рассматривая, организацию как социальную систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать необходимые в будущем характеристики руководителя и его стиля руководства в целях оптимизации управленческого воздействия. Это становится особенно актуальным в условиях глобального экономического кризиса, когда происходит разрушение старых экономических связей и выстраивание новых отношений с контрагентами.