ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Диссертация является исследованием социально-политического мифа через анализ его универсальных функций. В ней рассмотрены степень изученности темы, научные достижения современной философской мысли, затрагивающие тему данного исследования; определены основные подходы в изучении мифа и отмечены основные выводы, которых придерживаются представители тех или иных изучающих миф наук; выделены наиболее типичные заблуждения, связанные с изучением современного мифа; выявлен круг основных проблем исследования и намечены перспективы их возможного решения. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении специфики и особенностей современного мифа, отличающих его от мифа архаичного; в систематизации и анализе функций социально-политического мифа, позволяющих выявить принципы структурного деления функций, выстраивания их внутренней иерархии. Благодаря этому, в диссертации дана общая характеристика всех основных функций мифа, определены общие критерии их систематизации; осуществлено разделение функций мифа на основные группы и дана их краткая характеристика; проанализированы универсальные функции мифа, их основные особенности и предложена их возможная классификация. Основное место в диссертации отведено анализу универсальных функций современного социально-политического мифа, охватывающих всю совокупность представлений, проявляющихся в рамках мировоззренческой сферы, позволяя определить характер функций и степень последствий воздействия мифа на общество и личность. Функции мифа приводят в одну систему всю совокупность имеющихся знаний, научных и интуитивных представлений, интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе психофизической и социальной деятельности каждого человека, давая обоснование тех или иных его поступков на протяжении всей жизни. Они способствуют социализации личности, определяя смысл и целесообразность духовной работы каждого, подчиненной главной цели общества на данный исторический момент; определяют формирование человеческого сознания и формируют целые культуры и цивилизации. Функции мифа позволяют осуществлять специфическое осмысление духовного и практического опыта человека, формируя сознание, построенное на неком утвердившемся во времени и закрепленном в пространстве смысловом порядке, цельность которого является залогом единства духовной общности и стабильности социальной системы, ее эффективности и защищенности; понять духовный смысл бытия и место человека в нем, помогающие выстроить определенные отношения с миром, средой, социумом, окружающими людьми и ориентироваться в жизни, поступая в соответствии с выработанными принципами и идеалами. Они позволяют моделировать взгляды на прошлое и будущее людей, их отношение к окружающему миру, формируя стереотипы психологических реакций и форм социального поведения, создавая такие образы будущего, которые смогли бы расположить, очаровать, сплотить, объединить, связать и увлечь людей во имя их будущего. В результате их действия мифические представления о мире и обществе формируются в единую, органически цельную систему, гармонизирующую общественные отношения, осуществляющую усвоение "порядка культуры", а через него – и порядка общества и власти, объединяющую мир и человека в одно целое. Универсальные функции помогают познавать мир средствами мифа, позволяя мифу отражать окружающую реальность в свойственных ему формах, персонифицируя вещи, процессы, явления, воспринимая их в "мистических" отношениях, в духовной (психической) связи с миром, в активном диалоге познаваемого с познающим. Так, через них миф выступает как отражение глубинных переживаний, символики реальности, психического единства всего материального; как отражение-память, связывающее нас с прошлым, когда мир, одухотворенный нашим заинтересованным восприятием нас же и отражает, делая мир человекомерным. Он превращает предмет в образ, обладающий конкретными свойствами, и вместе с тем, воплощающий в себе целый мир и соединенный с миром; образ, ведущий с человеком безмолвный, но важный для него диалог, где миф предстает как жизнь, отраженная в себе самой. Исследование механизма функционирования мифа позволяет определить роль социально-политического мифа в современном обществе через анализ его универсальных функций; исследовать миф, как эффективное орудие идеологической, психологической и информационной борьбы, роль которого, по мере развития информационных технологий, быстро и неуклонно возрастает. Ключевые слова: социально-политический миф, функции мифа, мифология власти, мифологизация.