ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В рамках проекта будет продолжено развитие системной модели этнокультурной идентичности для изучения и формирования позитивных межэтнических, межкультурных и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы. Будут более глубоко разработаны представления об уровнях (декларируемом и неосознаваемом), аспектах (гражданский, этнический, региональный, религиозный, культурный, субкультурный и т.д.) и компонентах этнокультурной идентичности и их взаимосвязях, что позволит внести важный вклад в понимание феномена этнокультурной идентичности, представления о котором в мировой науке все ещё отличаются разрозненностью и отсутствием определенности и согласованности во взглядах на его содержание, развитие, иерархию компонентов. Из широкого класса независимых переменных будут выявлены те, которые определяют специфику этнокультурной идентичности, влияют на иерархию её аспектов, определяют гармоничное взаимодействие когнитивного, эмоционально-мотивационного и установочно-поведенческого компонентов на основе дополнительного анализа результатов проведенного масштабного исследования на российской выборке посредством разработанной в рамках Проекта 2015 Комплексной психодиагностической методики. Результаты позволят определить, на какие переменные следует опираться для проведения массового экспресс-мониторинга этнокультурной идентичности россиян и связанных с ней важных социальных процессов – психологического благополучия, восприятия социальной стабильности и качества жизни. Новое направление исследования составит изучение этнокультурной идентичности в онтогенезе, на разных стадиях психического развития ребенка. На основе специально разработанного в этих целях методического инструментария будут определены этапы развития этнокультурной идентичности как новообразования с позиций культурно- исторического подхода Л.С. Выготского. Предполагается разработать методический инструментарий, направленный на выявление взаимосвязи этнокультурной идентичности с психологическим благополучием и психическим здоровьем детей и подростков, который в дальнейшем может использоваться в мониторинге этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов в детском возрасте. Будет изучено влияние современного информационного пространства, современных средств массовой информации и коммуникации, которыми пронизана жизнь молодого поколения и без учета которых рассмотрение идентичности сегодня оказывается неполным, на формирование этнокультурной идентичности российских детей и молодежи – цифровая этнокультурная идентичность. Для исследования неосознаваемого уровня феномена этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов будут разработаны и апробированы уникальные инновационные методики на основе психофизиологических методов, технологии виртуальной реальности и технологии айтрекинга, с успехам применявшиеся для решения научных проблем и соответствующих им задач Проекта 2015. Их применение будет направлено на выявление взаимосвязи этнокультурной идентичности с когнитивными процессами и мозговыми механизмами. Будут разработаны экспериментальные процедуры, направленные на изучение нейрофизиологических механизмов взаимосвязи этнокультурной идентичности человека и когнитивных процессов. Будут изучены мозговые механизмы, связанные с региональным аспектом этнокультурной идентичности. Полученные результаты внесут существенный вклад в развитие современной области культурной нейронауки, в том числе, благодаря новым данным об особенностях мозговых механизмов, обусловливающим влияние регионального аспекта этнокультурной идентичности, у представителей различных этнических групп, населяющих территорию Российской Федерации.
Within the framework of the Project, the development of a system model of ethno-cultural identity, the study and formation of positive interethnic, intercultural and inter-confessional settings from the standpoint of the post-nonclassical paradigm will continue. Representations of the levels (declared and unconscious) aspects (civil, ethnic, regional, religious, cultural, subcultural, etc.) and components of ethno-cultural identity and their interrelations will be deepened, which will make an important contribution to understanding the phenomenon of ethno-cultural identity, representation about which in world science still differ fragmentation and lack of certainty and consistency in views on its content, development, hierarchy of components. From a wide class of independent variables, those that determine the specificity of ethno-cultural identity will be identified. Affect the hierarchy of its aspects, determine the harmonious interaction of cognitive, emotional, motivational and behavioral components on the basis of additional analysis of the results of the large-scale research conducted on the Russian sample through the project developed under the Project 2015 Integrated psychodiagnostic methods. The results will allow us to determine which variables should be used for mass rapid monitoring of the ethnocultural identity of Russians and the important social processes associated with it-psychological well-being, perception of social stability and quality of life. A new direction of research will be the study of ethno-cultural identity in ontogeny, at different stages of the child's mental development. On the basis of a specially developed methodological tool for this purpose, the stages of the development of ethno-cultural identity as neoformations from the standpoint of the cultural-historical approach L.S. Vygotsky will be determined. It is planned to develop methodological tools aimed at revealing the relationship of ethno-cultural identity with the psychological well-being and mental health of children and adolescents, which can later be used to monitor ethnocultural identity and related processes in childhood. At this stage, the influence of the modern information space, modern media and communication, which permeates the life of the young generation and without regard to which any consideration of identity is now incomplete, will be studied at the present stage, and the formation of the ethno-cultural identity of Russian children and youth is a digital ethno-cultural identity. To investigate the unconscious level of the phenomenon of ethno-cultural identity and related processes, unique innovative methods based on psychophysiological methods, virtual reality technologies and tracking technology will be developed and tested, with success used to solve scientific problems and the corresponding subjects of the 2015. Project will be used to revealing the relationship of ethno-cultural identity with cognitive processes and brain mechanisms. Experimental procedures aimed at studying the neurophysiological mechanisms of the interrelation between the ethno-cultural identity of man and cognitive processes will be developed. Brain mechanisms related to the regional aspect of ethno-cultural identity will be studied. The results will make a significant contribution to the development of the modern field of cultural neuroscience, that determine the influence of the regional aspect of ethno-cultural identity among representatives of various ethnic groups inhabiting the territory of the Russian Federation. The planned results will also expand the methodological tools used in psychology and psychophysiology to identify and study attitudes and preferences in the field of ethnic and inter-confessional relations.
Будет уточнена и детализирована междисциплинарная модель изучения этнокультурной идентичности как динамической саморазвивающейся системы с позиций постнеклассического подхода, адекватного современному уровню развития науки. Будут углублены представления об уровнях (декларируемом и неосознаваемом), аспектах (гражданский, этнический, региональный, религиозный, культурный, субкультурный и т.д.) и компонентах этнокультурной идентичности и их взаимосвязях, что позволит внести важный вклад в понимание феномена этнокультурной идентичности, представления о котором в мировой науке все еще отличаются разрозненностью и отсутствием определенности и согласованности во взглядах на его содержание, развитие, иерархию компонентов. Из широкого класса независимых переменных будут выявлены те, которые определяют специфику этнокультурной идентичности, влияют на иерархию ее аспектов, определяют гармоничное взаимодействие когнитивного, эмоционально-мотивационного и установочно-поведенческого компонентов на основе дополнительного анализа результатов проведенного масштабного исследования на российской выборке посредством разработанной в рамках Проекта 2015 Комплексной психодиагностической методики. Результаты позволят определить, на какие переменные следует опираться для проведения массового экспресс-мониторинга этнокультурной идентичности россиян и связанных с ней важных социальных процессов – психологического благополучия, восприятия социальной стабильности и качества жизни, а также завершить разработку наиболее адекватного социальным запросам экспресс-варианта Методики. Будет рассмотрено развитие этнокультурной идентичности в онтогенезе, на разных стадиях психического развития детей. На основе специально разработанного в этих целях методического инструментария будут определены этапы развития этнокультурной идентичности как новообразования с позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Будет разработан методический инструментарий, посредством которого будет выявлена взаимосвязь этнокультурной идентичности с психологическим благополучием и психическим здоровьем детей и подростков, который в дальнейшем может использоваться в мониторинге этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов в детском возрасте. Будет изучено влияние современного информационного пространства, современных средств массовой информации и коммуникации, которыми пронизана жизнь молодого поколения, на формирование этнокультурной идентичности российских детей и молодежи – цифровая этнокультурная идентичность. Для исследования неосознаваемого уровня феномена этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов будут разработаны и апробированы уникальные методики, позволяющие выявить взаимосвязи этнокультурной идентичности с когнитивными процессами и мозговыми механизмами. Будут разработаны экспериментальные процедуры, направленные на изучение нейрофизиологических механизмов взаимосвязи этнокультурной идентичности человека и когнитивных процессов. Создание и апробация данных процедур позволят в дальнейшем осуществлять экспериментальное исследование сложных социально-психологических феноменов с применением интегрального подхода регистрации массива психофизиологических показателей и психологических индикаторов. Будут изучены мозговые механизмы, связанные с региональным аспектом этнокультурной идентичности.
Разработанный междисциплинарного подход с позиций постнеклассической методологии и проведенные на его основе исследования позволили получить ряд важных научных и практически значимых результатов, что позволяет считать предложенный подход оптимальной методологией для исследования этнокультурной идентичности как динамической саморазвивающейся системы, ее содержания и развития, а также для изучения межэтнических, межкультурных и межконфессиональных установок. Исследования этнокультурной идентичности, проведенные в рамках Проекта 2015 с использованием инновационных технологий (технологии виртуальной реальности, айтрекинга, психофизиологических методов), позволили выявить ряд эффектов, подтверждающих обоснованность применения данных технологий при изучении этнокультурной идентичности. Эти эффекты требуют дальнейшей верификации и объяснения. Результаты экспериментов, проведенных в рамках Проекта 2015, свидетельствуют о перспективности использования психофизиологических показателей для выявления установок субъекта в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. В частности, показано, что методы современной экспериментальной психофизики и психофизиологии в комбинации с методами «виртуальной реальности» могут служить эффективным инструментом выявления личностных установок в восприятии и интерпретации «выражений лиц» представителей другого этноса.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 19 апреля 2018 г.-15 декабря 2018 г. | Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов) |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2019 г.-15 декабря 2019 г. | Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".