![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Согласно современным представлениям, процесс восприятия цвета и светлоты поверхности является сложным, многоуровневым, и его конечный результат определяется взаимодействием многих как объективных (стимульных), так и субъективных (перцептивных) параметров. В настоящее время нет единой универсальной модели, объясняющей все разнообразие феноменологии в этой области. Представления о конкретных нейронных механизмах также весьма скупы и ограничены несколькими хорошо описанными моделями (детекция ориентации, образование границ, заполнение текстурой или цветом). Поэтому представляется актуальным и перспективным как с научной, так и с прикладной точек зрения, создание современной функциональной модели данного процесса, опирающейся на результаты отечественных и зарубежных исследований в области моделирования нейронных сетей. Данный проект направлен на разработку такой модели и ее апробацию в ходе специального экспериментального исследования. Особенностью проекта является использование методики изучения зрительных иллюзий, что позволяет производить сравнение иллюзорных характеристик зрительного образа с характеристиками, полученными при реальной стимуляции, то есть, характеристиками, имеющими реальный коррелят в стимуле. Такое сравнение может служить основой для оценки вклада некоторых уровней зрительной системы в процесс порождения зрительного образа.
План теоретических и методических разработок, а также экспериментальных исследований, полученных коллективом за трехлетний период, полностью выполнен. На заключительном этапе были получены следующие теоретические и экспериментальные результаты: -разработана иерархическая уровневая модель обработки информации в зрительной системе человека, позволяющая объяснить процессы восприятия графической видео информации, в том числе и феномены зрительных иллюзий, предложена трехуровневая модель, включающая низший, средний и высший уровни обработки информации в зрительной системе человека (low- middle- high -level vision), рассмотрена модель взаимодействия предложенных уровней и наличия зрительных признаков, которые усиливают роль высшего когнитивного уровня в процессах восприятия; -в рамках предложенной уровневой модели обработки информации в зрительной системе человека был проанализирован такой зрительный признак сложной сцены, как диспаратность; введение этого признака должно привести к изменению иллюзии в соответствие с когнитивными правилами трактовки 3D сцены, поскольку он является характерным признаком высшего когнитивного уровня (high-level vision); проведено экспериментальное исследование выраженности классической иллюзии одновременного светлотного контраста (ОСК) в 2D и 3D конфигурациях; показано, что добавление в зрительную сцену признака диспаратности приводит к изменению выраженности иллюзорного эффекта; -на основе методов фрактального анализа исследованы индивидуальные особенности восприятия сложной графической информации на экранах мониторов при использовании технологии регистрации движения глаз; разработанная методика позволила ввести количественную характеристику для идентификации наблюдателя, смотрящего на изображение, классификацию типа изображения, а также оценить степень профессиональной подготовки наблюдателя для просмотра определенного типа изображения; -разработаны критерии для количественной оценки индивидуальных особенностей зрительного восприятия графической информации, которые могут быть использованы при разработке методов идентификации личностных особенностей наблюдателя; полученные данные важны для разработки информационных технологий, использующих особенности когнитивных процессов в ситуациях восприятия сложной графической информации на экранах мониторов; -на основе изоконтрастных кривых, психофизических методов «лестницы», «констант» и двух-альтернативного вынужденного выбора, а также метода тахистоскопического предъявления проведено исследование временной динамики иллюзии перцептивного заполнения на материале иллюзии Крейка- О’Брайана- Корнсвита; исследовались соотношения пространственных контрастов и времени предъявления иллюзорного паттерна, при которых вероятность восприятия иллюзии была близка к случайному угадыванию; показано, что вероятность угадываний для стимулов, имеющих положительную полярность, отличалась от вероятности угадываний для стимулов с отрицательной полярностью, что хорошо объясняется в рамках модели FACADE (Form-And-Color-And-Depth); -для эффективной обработки и распознавания графической информации разработан и исследован метод представления контурных изображений на основе кодирования углового расположения соседних пикселей в скользящем измерительном окне; такое «двумерное» кодирование позволяет представить любое контурное изображение в виде комплексного числа, что позволяет в дальнейшем использовать соответствующий математический аппарат для создания систем автоматического распознавания объектов. Исследование и внедрение новых эффективных цифровых методов обработки и анализа графической информации для описания процессов восприятия является наиболее актуальной задачей при разработке современных информационных технологий. Применение когнитивных механизмов, учитывающих особенности визуального восприятия графической информации человеком, позволит создать эффективные инструментальные средства и методы для разработки технологических модулей и комплексных прикладных информационных систем.
ИРЭ им. В.А. Котельникова | Соисполнитель |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 12 января 2009 г.-28 декабря 2011 г. | Моделирование процессов восприятия цвета и светлоты поверхности на материале зрительных иллюзий |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".