Литература как механизм сохранения культурной памятиНИР

Literature as a mechanism for preserving cultural memory

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В.Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
4 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: Изучены механизмы сохранения культурной памяти в художественном тексте. Выявлены особенности функционирования художественного текста в аспекте трансформации, передачи и сохранения культурной памяти. Исследованы традиционные литературные понятия (род, жанр, стиль, автор, мн. др), а также новейшие (архетип, дискурс, мифологема, др.) как механизмы сохранения культурной памяти. Сделан 1 доклад по теме исследования на международных научных конференциях. Опубликовано 8 статей в научных журналах и энциклопедиях.
5 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: На данном этапе сделано 5 докладов по теме исследования на международных научных конференциях. Опубликовано 6 статей. Для нас важно, что и в эпоху взрывов, когда происходит резкое обновление культуры, и в предшествующие им эпохи стагнации и кризисов литература – хотим мы того или не хотим – поверх, может быть, и сознательной, допустим, установки общества (авторов и читателей) на своего рода культурную амнезию, обладает целым рядом защитных механизмов, которые позволяют не только сохранить, но и передать следующему поколению культурную память. И речь идет не только о том, что литература в свете давней теории подражания, восходящей к античности, отражает (или запечетлевает) реалии действительности (все помним платоновские диалоги суждения от Аристотеля до наших дней). Высвечивается другой ракурс проблемы культурной памяти: художественный текст – самопорождающаяся структура, самопорождающееся явление, которое, при всей изменчивости, обновлении, сохраняет и передает основные принципы построения текста, в том числе память о прошлом, в том числе литературном. Здесь соединяются суждение (ставшее неомифом) Ф.М. Достоевского о стихотворении Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье…»: если исчезнет цивилизация и от человечества останется только фетовский шедевр, по нему истории поймут, что такое человек. И бахтинская концепция «памяти жанра», которую можно распространить на другие стороны художественного текста. Это очень прочная основа создаваемой нами совместно теории культурной памяти текста. Итак, каковы же механизмы сохранения и передачи культурной памяти в тексте? Но прежде одно предварительное замечание, к которому, если останется время, вернусь в конце доклада… С дистанции времени высвечивается неслучайность, закономерность появления постмодернизма в литературе и литературоведении, и интертекстуального подхода Ю. Кристевой, вобравшей в себя бахтинские идеи, как запрос в мировом, глобальном масштабе на идею сохранения культурной памяти. Своеобразную модель, описывающую механизмы сохранения и передачи культурной памяти в тексте, можно представить в виде своеобразного словаря. Словник, представляющий механизмы сохранения и передачи культурной памяти в художественном тексте, в далеко не полном виде может выглядеть так: архетип, вечные образы, гротеск, жанр, комическое и виды комического (юмор, ирония, сатира и т.д.), канон, катарсис, композиция и основные вехи композиции (экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – финал), концепт, крылатые слова, легенда, литературное направление, школа, массовая литература, модус, тропы (метафора, эпитет, метонимия и т.д.), миф, мифологема, сказка, средства изобразительности (монолог, диалог и т.д.), мотив, палимпсест, пафос, перепев, пародия, плагиат, подражание, поэзия (особенности), проза, предание, притча, размер стихотворный, ритм, рифма, род, стихосложение, словарь поэтический, слово, сонет (и др. твердые формы стиха), стилизация, стих, сюжет и фабула , твердые формы, тип, топос, условность, характер, хорей, хронотоп, цитата, язык поэтической, ямб. Этот словарь механизмов сохранения и передачи культурной памяти в художественном тексте, безусловно, предстоит пополнять. Собственно, на эти и другие аспекты в осмыслении проблемы «художественный текст и культурная память» нацелена многолетняя фундаментальная научно-исследовательская тема кафедры теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова – литература как механизм сохранения культурной памяти.
6 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: На новом этапе изучены механизмы сохранения культурной памяти в художественном тексте. Выявлены особенности функционирования художественного текста в аспекте трансформации, передачи и сохранения культурной памяти. Исследованы традиционные литературные понятия (род, жанр, стиль, автор, мн. др), а также новейшие (архетип, дискурс, мифологема, др.) как механизмы сохранения культурной памяти. Сделано 3 доклада по теме исследования на международных научных конференциях. Опубликовано 17 статей.
7 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: На данном этапе было детально изучено функционирование различных семантических «кодов» как механизмов сохранения культурной памяти на всех формальных уровнях художественного произведения (текстуальном, предметном, композиционном). Была проанализирована роль пейзажного кода, символики сценического пространства, поэтики портрета, строфических и квазистрофических форм. Процесс формирования механизмов сохранения культурной памяти в авторском сознании был исследован на примере анализа мифопоэтических стратегий писателей как осознанных творческих установок, раскрывающих отношение автора к традиционным образам, мотивам, темам. Было доказано, что подобные механизмы обнаруживаются не только в художественной литературе, но и в научном, литературоведческом дискурсе, который в ситуациях «культурного вакуума» наряду с основной, аналитико-интерпретационной задачей выполняет и культурно-коммуникативную. Выполненные исследования показали, что данная полифункциональность также характерна для окололитературных жанров (эпистолярных, биографических) и для нелитературных (публицистика). По итогам этапа вышла 21 публикация.
8 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: В 2019 году было продолжено изучение функционирования элементов формы и содержания художественного произведения в качестве механизмов сохранения культурной памяти. Наряду с развитием уже разработанных направлений пристальное внимание на данном этапе было уделено явлениям интермедиальности, таким как взаимодействие различных видов искусств в рамках словесного творчества (поэтика портрета и пейзажа, явление синтеза искусств в эпоху модернизма, феномен режиссерской партитуры как текстуальное воплощение сценического действия и т.д.), интеграция различных видов дискурсов, включая художественный (в частности, на материале отечественной литературной критики философского направления), ценностно-культурный потенциал мифа в художественной литературе ХХ века, воплощенный в различных авторских мифотворческих стратегиях, а также поэтических и прозаических текстах. По результатам этапа планируемые показатели были превышены: опубликовано 26 статей, в том числе 5 в журналах, входящих в список "Web of Science", 17 - из перечня ВАК и 18 - размещенных в РИНЦ. Сделано 19 докладов на конференциях (в том числе международных).
9 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: В 2020 году в рамках изучения поэтики художественных произведений с точки зрения функционирования ее элементов и приемов в качестве механизмов сохранения культурой памяти пристальное внимание было обращено на феномен трансформации драматического произведения при его адаптации для сценического воплощения, зафиксированный в режиссерской партитуре и режиссерском плане как паралитературных текстах, занимающих ключевое положение в процессе трансляции смыслов классических художественных текстов современному массовому зрителю. Члены научного коллектива рассмотрели роль визуального компонента в художественной коммуникации (проза В.Я. Брюсова и А. Белого), особенности поэтики М.В. Ломоносова, А.Н. Островского, К.Д. Бальмонта, В. Хлебникова, М.И. Цветаевой, И.А. Бродского, в том числе в аспекте их отношения к традиции, смысловым и формальным заимствованиями из литературного канона. Также на примере творчества В.В. Набокова были исследованы интертекстуальные связи между русской литературой эмиграции и метрополии, подчеркивающие преемственность и взаимосвязь двух течений отечественной словесности в ХХ веке. По результатам этапа планируемые показатели были превышены: опубликовано 37 статей, в том числе 5 в журналах, входящих в список "Web of Science" и 25 – индексируемых в РИНЦ. Сделано 12 докладов на конференциях (в том числе международных). Аспирантами кафедры защищено 2 диссертации на соискание степени кандидата филологических наук.
10 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Литература как механизм сохранения культурной памяти
Результаты этапа: В 2021 году в рамках изучения поэтики художественных произведений с точки зрения функционирования ее элементов и приемов в качестве механизмов сохранения культурой памяти пристальное внимание было обращено на способы использования реминисценций и цитат как интертекстуальных приемов, способствующих трансляции смыслов и диалогу различных художественных текстов. Члены научного коллектива рассмотрели феномен книги стихов на материале новейшей русской литературы, в частности, книги М. Айзенберга «Скажешь зима», являющейся по-своему репрезентативным для современной русскоязычной лирики, проанализировали различные аспекты творчества Ф.М. Достоевского, Н.С. Гумилева, Б.Л. Пастернака, В.В. Набокова, Б.Ш. Окуджавы, в том числе в ракурсе их отношения к традиции, смысловым и формальным заимствованиями из литературного канона. Отдельное внимание участников НИР было уделено феномену детской литературы, а также осмыслению деятельности литературоведов в сфере сохранения культурной памяти. По результатам этапа планируемые показатели были превышены: опубликовано 12 статей, в том числе 3 в журналах, входящих в список "Web of Science" и 6 – индексируемых в РИНЦ. Сделано 9 докладов на конференциях (в том числе международных). Аспиранткой кафедры защищена диссертация на соискание степени кандидата филологических наук.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".