![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Суперкомпьютерные технологии (СКТ), являясь одним из государственных приоритетов и важным инструментом инновационного развития страны, активно проникают во многие области научных исследований и промышленных разработок, обеспечивая решение как стратегических, так и текущих научно-технических проблем государства. Собственно суперкомпьютерные технологии – это исключительно емкое понятие, куда входят суперкомпьютерные системы и среды, их архитектура и элементная база, соответствующие стеки программного обеспечения системного и промежуточного уровня, модели, языки, инструментальные средства и системы разработки параллельных приложений, алгоритмы и методы решения вычислительно сложных задач, технологии обеспечения информационной безопасности, предметно-ориентированные пакеты и сервисы и целый ряд смежных направлений. Две принципиально важные особенности суперкомпьютерных технологий: междисциплинарность и универсальность, накладывают исключительно сложные требования на подготовку специалистов, среди которых основные – это необходимость получения знаний из различных областей и массовость образования. Главная и серьезнейшая проблема, препятствующая широкому внедрению СКТ в экономику страны, заключается в отсутствии подготовки таких специалистов как элемента системы высшего профессионального образования России. Стратегической целью данного проекта является создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения. Целью проекта в 2011 году является разработка и внедрение базовых элементов такой системы в ведущих вузах Российской Федерации. Основные исполнители проекта – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского, национальный исследовательский Томский государственный университет, национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Московский физико-технический институт (университет), члены Суперкомпьютерного консорциума университетов России.
Основой для успешной реализации проекта стала национальная Система научно-образовательных центров суперкомпьютерных технологий (НОЦ СКТ), главной задачей которой является эффективная организация деятельности вузов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области СКТ. В 2011 году к Системе НОЦ СКТ России, объединяющей Центральный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа России, присоединились научно-образовательные центры, созданные в Южном (на базе ЮФУ) и Дальневосточном (на базе ДВФУ) федеральных округах. Из-за существующей концентрации значительных ресурсов в Центральном федеральном округе дополнительный НОЦ создан в ЦФО (на базе МФТИ). В рамках данного проекта выполнено уникальное мероприятие – реализованы программы массовой подготовки специалистов начального уровня по суперкомпьютерным технологиям. Данное мероприятие охватило все федеральные округа Системы НОЦ СКТ, 45 вузов России, что в общей сумме составило 1824 специалиста. Программы обучения в большинстве вузов были направлены на получение базовых знаний и освоение наиболее востребованных технологий параллельного программирования, что нужно для успешного вхождения в область СКТ. Серьезнейшая часть, которая определяет предметное содержание проекта – это разработка Сводного перечня (Свода) необходимых знаний и умений (профессиональных компетенций) в области СКТ. В 2011 году разработан Свод для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника» и для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 090000 «Информационная безопасность». На основании разработанного Свода сформированы предложения по расширению федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» и по направлению 010100 «Математика» для углубленного изучения суперкомпьютерных технологий. Сформулированы предложения по формированию учебных планов и программ переподготовки и повышения квалификации в области суперкомпьютерных технологий для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника» и 090000 «Информационная безопасность». Реализована комплексная программа по разработке и экспертизе учебной и учебно-методической литературы в области суперкомпьютерных технологий для бакалавриата и магистратуры, подготовлено 26 книг, монографий и учебных пособий по взаимодополняющим областям суперкомпьютерных технологий. Организовано и проведено 3 научные конференции, 2 молодежные школы, 1 научный конкурс в области суперкомпьютерных технологий. За время выполнения проекта на базе НОЦ СКТ начали работу 8 регулярных научных семинаров. Всего в подобных мероприятиях приняло участие более 1000 человек. За время выполнения данного проекта реализованы программы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (72 часа) во всех федеральных округах Системы НОЦ СКТ, где успешно прошли переподготовку и повышение квалификации 166 специалистов из более 40 вузов России. Выполнена большая работа по разработке новых и расширению существующих учебных курсов, всего 37 курсов, которые покрывают все главные разделы Свода знаний и умений в области суперкомпьютерных технологий. Данные учебные курсы прошли учебно-методическую экспертизу и получили заключение Учебно-методического совета по прикладной математике, информатике и информационным технологиям учебно-методических объединений классических университетов. Успешно выполнено крайне сложное мероприятие проекта – целевая интенсивная подготовка в области суперкомпьютерных технологий в рамках специальных групп. Было сформировано 18 спецгрупп, которые проходили обучение по 14 программам с продолжительностью не менее 72 часов. Обучение спецгрупп было организовано во всех федеральных округах Системы НОЦ СКТ, успешно закончили обучение 427 человек. В проекте активно использовались технологии дистанционного обучения, всего за время его выполнения 251 слушатель из 100 городов России прошли обучение в области СКТ через Интернет-университет суперкомпьютерных технологий (http://hpcu.ru). Совместно со специалистами РАН, представителями промышленности и бизнеса подготовлен 31 научно-методический материал серии «Современные суперкомпьютерные технологии в фундаментальных и прикладных исследованиях». Во время работы международной суперкомпьютерной конференции «Научный сервис в сети Интернет: экзафлопсное будущее» проведено координационное совещание представителей вузов, институтов РАН, ИТ-компаний, Минобрнауки России для анализа и определения направлений модернизации образовательных программ в области суперкомпьютерных технологий в 2011 г. В совещании приняло участие 155 человек, представляющих 26 организаций России. В рамках проекта активно развивалось международное сотрудничество, что является отражением острой необходимости интеграции российских организаций в международное научно-образовательное пространство. Разработаны 3 совместные образовательные программы с ведущими зарубежными университетами. В рамках НОЦ СКТ привлечено 24 ведущих зарубежных ученых для научной и преподавательской деятельности. Заключено 47 соглашений с зарубежными организациями об установлении партнерских отношений в области СКТ. Подготовлен выпуск альманаха «Суперкомпьютерное образование в мире». Разработана и реализована системы мероприятий по популяризации достижений и перспектив использования суперкомпьютерных технологий с привлечение средств массовой информации в 2011 году. Система мероприятий исключительно широка: выступления с лекциями в проекте «Академия» на телеканале «Культура», публикации в профильных Интернет-изданиях, серии публикаций в центральных и региональных СМИ, участие в работе конференций, фестивалей, выставок, организация экскурсий школьников в суперкомпьютерные центры и многое другое. Основные текущие результаты данного проекта постоянно отражаются на страницах Интернет-центра http://hpc-education.ru, который постепенно приобретает функции национального центра по координации учебной и учебно-методической деятельности в области суперкомпьютерных технологий в России. Крайне важно, что все сформированные и выполненные мероприятия постепенно формируют целостную инфраструктуру, необходимую для создания именно системы подготовки и воспроизводства высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения. За 2011 год в выполнение проекта было вовлечено 62 высших учебных заведений России. Все задачи, показатели и индикаторы, поставленные перед исполнителями данного проекта в 2011 году, полностью выполнены.
ЮФУ | Соисполнитель |
ДВФУ | Соисполнитель |
ННГУ | Соисполнитель |
ИТМО | Соисполнитель |
ТГУ | Соисполнитель |
ЮУрГУ | Соисполнитель |
МФТИ | Соисполнитель |
ФЦП: Федеральная целевая программа, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы |
# | Сроки | Название |
1 | 7 сентября 2011 г.-7 декабря 2011 г. | Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".