Общие закономерности психического развития человека на основных стадиях онтогенеза: социальная ситуация развития, роль семьи в развитии личности,роль генотипа в формировании индивидуальных различийНИР

General laws of mental human development at key stages of ontogenesis: the social situation of development, the role of family in personality development,role of genotype in the formation of individual differences

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Общие закономерности психического развития человека на основных стадиях онтогенеза: социальная ситуация развития, роль семьи в развитии личности,роль генотипа в формировании индивидуальных различий
Результаты этапа: В рамках научно-исследовательской темы: «Общие закономерности психического развития человека на основных стадиях онтогенеза: социальная ситуация развития, роль семьи в развитии личности, роль генотипа в формировании индивидуальных различий в 2015 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты: Сотрудники кафедры возрастной психологии приняли участие в межкафедральной научно-исследовательской работе по реализация программы повышения квалификации работников системы образования в области специального педагогического, психологического и родительского попечения и сопровождения групп риска возможного вовлечения школьников в число потребителей наркотических средств. Участники НИР: Барабанщикова В.В., Бардышевская М.К., Веракса А.Н., Володарская И.А., Емелин В.А., Зенцова Н.И., Зинченко Ю.П., Капустин С.А., Карабанова О.А. и др. Результаты исследования докладывались на Всероссийской конференция "Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования культуры безопасного образа жизни обучающейся молодежи. Безопасная среда детства", Москва, 25 июня 2015 г. - "Практические аспекты организации методического сопровождения социально-психологического тестирования обучающихся в целях выделения предикторов риска возможного включения в группу потребителей наркотических средств и психотропных веществ" (Проф. Карабанова О.А.) В 2015 году по теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13: 1) "Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов" по (н. руков. - Доц. Бурменская Г.В.; Алмазова О.В. - асп.). В работе на отечественной выборке (289 человек) представлена типология взаимоотношений взрослых сиблингов, исходя из четырех типов: эмоционально-позитивных, амбивалентных, отстраненных и конфликтных; установлено влияние эмоциональной привязанности к матери на характер сиблинговых взаимоотношений во взрослом возрасте. На основе сравнительного анализа в период детства и взрослости представлена возрастная динамика изменений взаимоотношений, установлены качественные особенности образов значимых лиц у сиблингов, различия базовых представлений (убеждений) о мире в зависимости от типа привязанности к матери и характера сиблинговых взаимоотношений. Полученные результаты используются в системе профессионального образования для подготовки специалистов психолого-педагогического профиля педагогов. Основное содержание исследования отражено в 3 публикациях автора. 2) "Особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО" (н. руков. - Доц. Захарова Е.И.; Якупова В.А. - асп.). В работе изучены особенности материнской позиции участниц программы ЭКО - склонность к идеализации ребенка и материнства, игнорирование предстоящих трудностей, неготовность к выполнению родительских функций. Установлена связь соматических осложнений с особенностями переживания беременности; показано, что интенсификация тревожных переживаний во время беременности связана с наличием опыта репродуктивных потерь и неудачных попыток ЭКО. Установлено влияние длительного периода бесплодия, порождающего искажения родительской позиции. Прослежена динамика становления внутренней позиции матери участниц программы ЭКО и выделены траектории ее развития. Разработана авторская методика неоконченных предложений, направленная на диагностику особенностей внутренней позиции матери после рождения ребенка. Полученные результаты используются в практике психологического сопровождения беременности и родительства при использовании ЭКО. Основное содержание исследования отражено в 4 публикациях авторов. В рамках НИР кафедра возрастной психологии выступила с инициативой организации на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова VI Международной научной конференции "Психологические проблемы современной семьи". Москва- Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. (Доц. Захарова Е.И. - член Программного комитета, заместитель председателя организационного комитета). В конференции приняли участие представители государственных, общественных и некоммерческих организаций, работающих в сфере науки, образования, здравоохранения и социальной поддержки семьи, представители органов государственной власти и местного самоуправления, занимающиеся вопросами семейной политики из 8 стран: России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Сербии, Франции, Испании (общее количество участников 204 человека. Выступление с Пленарным докладом - Проф. Карабанова О.А. "Позитивное родительство - путь к сотрудничеству и развитию". Выступление сотрудников и аспирантов кафедры с 16 докладами и сообщениями по актуальным проблемам темы НИР; публикация материалов в сборнике - VI-ая Международная научная конференция ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягиной Н.Н. Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г., 1387 с.: Доц. Бурменская Г.В. Родительское принятие-отвержение и формирование взаимоотношений между сиблингами; Доц. Бурменская Г.В., асп. Алмазова О.В. Роль привязанности к матери в онтогенезе взаимоотношений сиблингов; асп. Алмазова О.В., Долгих А.Г. Факторы, влияющие на взаимоотношения братьев и сестер; Доц. Захарова Е.И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте; Доц. Захарова Е.И. Качество межличностных отношений как условие принятия родительской позиции; Доц. Захарова Е.И. Характер изменения материнской сферы деятельности и материнской позиции в связи с взрослением ребенка; Доц. Молчанов С.В., асп. Клименко Е.А. Связь семейных мифов и иррациональных установок личности; Доц. Садовникова Т.Ю., Суворова Е.М. Гендерная идентичность супругов и особенности функционирования семьи; асп. Дзукаева В.П. Cепарация и индивидуация в отношениях с отцом в юношеском возрасте; асп. Коньшина Т.М. Особенности отношения молодых супругов к семье и разводу в период ранней взрослости; асп. Коньшина Т.М. Опыт использования проективной методики «Рисунок на тему «Развод» в исследовании отношения к разводу молодых супругов в период ранней взрослости; Доц. Лидерс А.Г., Зеленская М.С. Роль эмпатии в супружеских отношениях; Доц. Лидерс А.Г., асп. Перетолчина Д.С. Особенности взаимодействия подростков с родителями как показатель сплоченности и гибкости семейной системы (На примере русской и узбекской городской культуры); Старостина Ю.А. Особенности мотивационной сферы матерей дошкольников в условиях форсирования детского развития; Доц. Чеснокова О.Б. Развивающий эффект чтения в контексте детско-родительских отношений в раннем и дошкольном возрасте; Доц. Чурбанова С.М. Приемы воображения в практике семейного воспитания и образования детей. В 2015 году разрабатывался цикл исследований по общим закономерностям психического развития человека на основных стадиях онтогенеза. По результатам исследования были сделаны доклады и опубликованы 3 статьи: Проф. Карабанова О.А. Новое понимание объекта развития в современной психологии - «ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ» (130 лет организации психологического общества при Московском университете), Москва, 29 сентября - 1 октября 2015 г.; Психология успешного старения (Приглашенный) - Национальная конференция «Общество для всех возрастов» 8-9 октября 2015 г.; Коррекция психического развития как учебная дисциплина / Психолог в детском саду. 2015. № 2. С. 85-112. В 2015 году были завершены следующие циклы исследований по семейной психологии: "Доверие как фактор функционирования молодой семьи" (Доц. Садовникова Т.Ю., Доронкина А.В. - студентка 5 курса). В исследовании показано, что менее функциональны молодые семьи, в которых система доверительных отношений супругов может быть отнесена к группам «сверхдоверия» и «дефицита доверия» по сравнению с семьями, в которых система доверительных отношений супругов более гармонична; более функциональны семьи, в которых система доверительных отношений супругов более конкордантна, т.е. более согласована в паре; существует связь системы доверительных отношений супругов с функционированием семейной системы; "Актуальные, желаемые и возможные представления о брачном партнере у современной молодежи" (Доц. Молчанов С. В., Унежева Н. А - студ. 5 курса). Результаты исследования позволили сделать заключение о подтверждении гипотез о существовании различий в желаемых представлениях о брачном партнере между одинокими респондентами и состоящими в романтических отношениях; о существовании различий между актуальными, желаемыми и возможными представлениями о брачном партнере среди респондентов, состоящих в романтических отношениях. "Связь стиля воспитания и представление о семье у подростков, занимающихся и не занимающихся профессиональным спортом" (Доц. Лидерс А. Г., Бортник М.П. - студентка 6 курса). Выявлены различия в представлениях о родительской и будущей семье у 81 мальчика-подростка в возрасте от 14-16 лет, занимающихся и не занимающихся профессиональным спортом. Было показано, что взгляд на будущую и родительскую семью у подростков, занимающихся профессиональным спортом более оптимистичен; семьи подростков, не занимающихся спортом более дисфунциональны; «семья» и « спорт», как контексты социальной ситуации развития могут быть как поддерживающими и дополняющими друг друга, так и конкурировать между собой. "Особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполной семьи" (Доц. Фролов Ю. И., Коломенская Ю. И. - студ. 5 курса). В эмпирическом исследовании было показано, что подростки из неполных семей в большинстве случаев слабо осознают свою гендерную принадлежность: они слабо различают, какие обязанности и семейные роли являются «женскими», а какие обязанности и роли относятся к «мужским». Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что негативный образ отца, обесценивание отца в представлениях подростков-мальчиков влияет на формирование их «мужественности» негативно. Завершен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в дошкольном и в младшем школьном возрасте: "Развитие планирующей функции речи дошкольников в условиях различных типов семейного воспитания" ( Проф. Карабанова О.А., Калязина И.А. - студ. 5 курса). Работа выполнена на теоретической основе культурно-исторического подход Л.С. Выготского. Были выявлены: связь уровня развития планирующей функции речи с типом семейного воспитания; различия в содержании и особенностях развития планирующей функции речи старших дошкольников в условиях различных типов семейного воспитания. Дошкольники, переживающие детско-родительские отношения как конфликтные, показали низкий уровень развития планирующей функции речи. Показано значение совместной деятельности ребенка со сверстником для развития планирующей функции речи. Результаты исследований по "Психолого-педагогическое сопровождению дошкольников и младших школьников, имеющих высокую мотивацию и проявляющих выдающиеся математические способности" (Проф. Карабанова О.А.) докладывались на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Научно-практические подходы к реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации», Москва, Россия, 3 декабря 2015 г. "Соотношение одаренности и трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста" (Доц. Чурбанова С. М., Новицкая А. И. - студ. 5 курса). В результате исследования составлена типология детей с различным сочетанием трудностей в обучении и проявлениями одаренности среди 55 учащихся 1-3 классов, из которых 28 учащихся имеют дополнительную занятость в кружках по направлению художественного творчества и шахматной игры. В ходе исследования на основании возрастно-психологического анализа подтвердилась гипотеза о существовании как благоприятных, так и неблагоприятных вариантов сочетания трудностей в школьном обучении и одаренности в форме ранней предметной специализации у детей младшего школьного возраста. Опубликованы материалы исследований и доклада на конференции: "Реализация возрастных возможностей в феномене творчества и одаренности" (Доц. Чурбанова С.М.) в сборнике ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, Том 1, С. 329-331. Завершен цикл исследований: "Особенности понимания иронии детьми младшего школьного возраста" (Доц. Чеснокова О. Б., Светова Г. С. - студ. 5 курса). В эмпирическом исследовании приняли участие 49 детей (22 мальчика и 27 девочек), учащихся в 1- 4 классах московских школ. Результаты показывают, что у детей 3-4 класса способность к пониманию иронии выше, чем у детей 1-2 класса, а также, что развитие способности понимать иронию является компонентом социо-эмоциональной компетентности и имеет связь с социометрическим статусом ребенка в группе. Также было обнаружено, что развитие способности понимать ироническую оценку и способности понимать переносный смысл метафор и пословиц имеют разные траектории развития. Участие в международной конференции в России с сообщением и публикацией статьи (Доц Чеснокова О.Б.): "Читательские предпочтения бикультурных и билингвальных детей". Ежегодная международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста", Москва, Россия, 23-26 апреля 2015 г. Исследовательская работа кафедры психогенетики по приоритетному направлению НИР связана с изучением межкультурных различий по психологическим характеристикам (в первую очередь, по эмоциональной регуляции) с дополнительным анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры. В исследовании принимают участие жители трех стран – России, Азербайджана и Узбекистана, исследование в Азербайджане и Узбекистане проводится на базе филиалов факультета психологии МГУ в г. Баку и г. Ташкенте. Научная работа в 2015 году связана с анализом особенностей эмоционального контроля у представителей российской (n = 256) и азербайджанской (n = 205) культур [Панкратова, 2015c]. Особенности эмоционального контроля оценивались с помощью опросника ECV (Emotion Control Values) А. Маусс, который включает в себя две шкалы: 1) Шкалу 1 «Ценность эмоционального контроля», которая показывает, насколько для человека важно контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим; 2) Шкалу 2 «Самоэффективность эмоционального контроля», которую автор методики связывает с имплицитными теориями эмоций – убеждениями человека о том, насколько эмоции поддаются контролю [Панкратова, 2015а, 2015b]. Cравнительный анализ ценностей российской и азербайджанской культур показал, что азербайджанская культура является более коллективистической, по сравнению с российской культурой [Панкратова, Осин, Люсин, 2013]. Цели настоящего исследования: 1) оценить различия между представителями российской и азербайджанской культур по ценности и самоэффективности эмоционального контроля; 2) оценить гендерные различия, связанные с ценностью и самоэффективностью эмоционального контроля в России и Азербайджане; 3) сформулировать гипотезы для лабораторного эксперимента о последствиях подавления экспрессии, который наша исследовательская группа планирует проводить в этих странах. В зарубежных исследованиях был установлен ряд закономерностей о связи Индивидуализма-Коллективизма культуры с особенностями проявления эмоций у ее представителей, которые рассматривались нами в качестве гипотез. Чем выше уровень коллективизма культуры, тем ниже общий уровень проявления эмоций у ее представителей, тем чаще используется такая стратегия эмоциональной регуляции как подавление экспрессии (исследовательские проекты Д. Мацумото). Кроме этого, в индивидуалистических культурах – женщины являются более экспрессивными, по сравнению с мужчинами, а в коллективистических культурах (с общими требованиями к мужчинам и женщинам) – нет гендерных различий в проявлении эмоций (исследовательский проект К. Шерера, дополнительный анализ результатов проведен А. Фишер и А. Мэнстедом). Конфирматорный факторный анализ показал, что соблюдается требование частичной эквивалентности по шкалам «Ценность эмоционального контроля» и «Самоэффективность эмоционального контроля», позволяющее сравнивать средние баллы по латентным факторам в России и Азербайджане. Представители азербайджанской культуры имеют более высокие показатели по ценности и более низкие показатели по самоэффективности эмоционального контроля, по сравнению с представителями российской культуры. В России мужчины имеют более высокие показатели по ценности и самоэффективности эмоционального контроля, по сравнению с женщинами, в Азербайджане – между мужчинами и женщинами нет значимых различий. С опорой на полученные результаты, нами были сформулированы гипотезы для лабораторного эксперимента о последствиях подавления экспрессии у представителей России и Азербайджана. Общая закономерность заключается в следующем: в культурах с более жесткими требованиями к эмоциональному контролю подавление экспрессии как типичная стратегия эмоциональной регуляции не приводит к негативным последствиям (в частности, к повышению активности симпатической нервной системы) (исследовательская группа Дж. Гросса).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".