Проблемы университетского образованияНИР

University education problems

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Эффективность деятельности организаций высшего образования
Результаты этапа: Охарактеризованы основные закономерности становления и развития нового инструмента управления высшей школой - мониторинга эффективности деятельности вузов России. Издана монография "Креативные технологии в образовании, или как стать креатором. Опыт переосмысления." В книге даны определения основных категорий: Креативность – уникальная способность человека создавать новые значимые формы, смыслы, знания, информацию и находить способы их актуализации с последующим внедрением в практику. Технология – это инструментарий, который используется в определенной последовательности действий, носит нейтральный характер.Технологии идеологически или содержательно нейтральны. Смысл технологиям придает человек через систему ценностных ориентаций и приоритетов, которые для него важны. Технологии часто интерпретируют как прагматически заинтересованную деятельность, с помощью которой достигаются поставленные человеком цели и задачи. Единство креативного и технологического начала может восприниматься парадоксально. Родственность двух явлений основана на общности их социальной природы. Креативные технологии - это современные способы и методы максимального развития творческого потенциала человека. Основной объем работы составляет анализ креативных-бизнес технологий (мозговой штурм, метод катены, синектики, рефрейминга, "шести шляп" Э.де Боно) и способы их адаптации к образовательному процессу. Креативные технологии – особый инструмент решения сложных образовательных задач Вызовом XXI века является тотальная информатизация и глобализация, которые требуют адекватного ответа от образования в целом и высшего образования, в частности. Образование, являясь лекарством в эпоху перемен, должно опережать общественные запросы. В качестве подобных инструментов для решения сложных образовательных задач предлагается набор креативных технологий: «Мозговой штурм» (А. Осборна), катена, синектика, рефрейминг, «Шесть шляп» (Э. де Боно), «Open space» (Х. Оуэн)... Охарактеризована роль академика В.И.Вернадского в становлении и развитии высшей школы России. Разработаны предложения по организации подготовки кадров преподавателей для вузов и мерах по повышению их научно-педагогической квалификации.
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Вопросы качества университетского образования
Результаты этапа: Совершенствование университетского образования захватывает сложившуюся лекционно-семинарскую систему. Во-первых, совершенствуются ее существующие элементы. Благодаря применению компьютерных технологий на новый уровень выходит использование принципа наглядности, что, несомненно, содействует повышению и качества объяснения преподавателем, и качества понимания студентами. Во-вторых, происходит поиск разумного сочетания лекционно-семинарской и кредитно-модульной систем. Важное значение здесь отводится интерактивным формам обучения, позволяющим освоить виды деятельности, не осуществляющиеся индивидуально. При этом возникающие проблемы и противоречия выступают отправной точкой дальнейшего совершенствования университетского образования. Внедрение интерактивных форм обучения во многом позволяет решить задачу интеграции иностранных обучающихся в образовательную среду университета, снимая тем самым психологические барьеры взаимодействия. В ходе исследования было отмечено, что увеличение количества занятий способствующих формированию навыков профессиональной и научной коммуникации способствует более эффективной интеграции обучающихся в образовательную среду. Одной из наиболее эффективной формы является научная дискуссия. Подобные занятия позволяют не только сформировать навыки взаимодействия с группой, но и подготавливает обучающихся к профессиональному языку в рамках научной деятельности. Вторым основным условием эффективной социально-культурной адаптации иностранных обучающихся является внедрение внеучебной деятельности. На факультете педагогического образования иностранные студенты активно вовлекаются в просветительские конференции и экскурсии по музеям и культурно-историческим достопримечательностям Москвы и ее окрестностей, принимают участие в Фестивале науки МГУ. В рамках гражданско-патриотического и духовного воспитания на факультете педагогического образования МГУ китайские студенты принимают участие в лекциях, приглашенных иностранных делегаций и сотрудников вузов, в том числе на родном языке.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".