Психология цифровой трансформации личности и обществаНИР

Psychology of digital transformation of personality and society

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия
Результаты этапа: Группой Г.В. Солдатовой сделан аналитический обзор современных исследований психологических предикторов успешности межкультурного взаимодействия в рамках концепции «культурного интеллекта». Показано, что культурный интеллект не только сам выступает в качестве такого предиктора, но и выполняет медиаторную функцию, опосредуя сложные процессы взаимоотношений между личностными особенностями и феноменами, возникающими в ситуациях межкультурного взаимодействия. В рамках апробации методики «Шкала культурного интеллекта» собраны данные на выборке 551 человек. Проведено пилотажное исследование типов этнической идентичности и их связи с успешностью межкультурного взаимодействия. Показано, что чем более выражена позитивная этническая идентичность, тем более индивид способен успешно взаимодействовать в межкультурном контексте. Таким образом, позитивная этническая идентичность является важным фактором, определяющим успешность индивида в межкультурном взаимодействии. Знание и интерес к собственной культуре и ее ценностям, осознание и ощущение принадлежности к позитивно оцениваемой группе при толерантном отношении к другим народам становится ключом к успешной интеграции в современный мир культурного разнообразия. С опорой на эмпирические исследования по психологии вынужденной миграции и многолетнего опыта практической работы специальных психологических служб предлагается социокультурный подход как основа оказания психологической помощи беженцам и вынужденным мигрантам и решения проблем их адаптации, реабилитации и интеграции в принимающее сообщество. Организация психологической помощи вынужденным мигрантам на основе социокультурного подхода предполагает комлексность реабилитационно-коррекционных мероприятий и программ. Данный принцип отражает необходимость, во-первых, сочетания в практической работе с данной категорией лиц различных взаимодополняющих психоконсультационных и психотерапевтических подходов, методов и форм работы. Во-вторых, учет четырех основных и взаимосвязанных между собой блоков проблем, характерных для вынужденных мигрантов, которые можно обозначить как травматизация, социальная депривация, психопатологический статус и культурная адаптация. В-третьих, соблюдение принципа комплексности в практической работе с вынужденными мигрантами предполагает тесную взаимосвязь психоконсультационной и психотерапевтической работы с психодиагностическими исследованиям. Группа Е.И. Шлягиной выполнены теоретический и эмпирический анализ связей между направлением и типом вербальных реакций в фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Представлено эмпирическое обоснование существования опосредующих связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга. Теоретический анализ показал существование ограничений при описании феноменологии совладания и необходимость его рассмотрения как сложного установочного образования, имеющего уровневую структуру и разворачивающегося как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях. Обосновано понимание фрустрации как трудной жизненной ситуации и представлено теоретическое обоснование возможности применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Показано существование следующих опосредствованных связей между направлением и типом вербальных реакций и стратегиями совладания: 1. Между реакциями с фиксацией на самозащите и стратегией совладания «планомерное решение проблем». 2. Между реакциями с фиксацией на препятствии и интрапунитивными реакциями и стратегиями совладания «избегание», «настойчивое решение проблем» и «планомерное решение проблем». 3. Между реакциями с фиксацией на препятствии и стратегиями совладания «поиск социальной поддержки» и «отвлечение». Группой Т.А. Нестика: 1. Разработаны методические средства для исследования представлений у школьников старших классов и студенческой молодежи о сценариях коллективного будущего. Разработана анкета с открытыми вопросами для выявления представлений о будущем с последующей обработкой по методу прототипического анализа структуры социального представления П. Вержеса, методики «Сценарии будущего» и «Глобальные риски». Адаптированы методика «Опросник отношения к ядерным проблемам» М. Ньюкомба (Newcomb, 1986), «Ядерные ориентации» (Nuclear Orientation Questionnaire, NOQ; Hamilton et al., 1986). 2. Проведено 2 эмпирических исследования структуры представлений у молодежи о сценариях коллективного будущего. Проведено два исследования представлений о будущем среди студентов московских ВУЗов. Первое исследование направлено на выявление представлений о глобальных рисках и сценариях мирового развития , второе - на изучение представлений молодежи о будущем. В целом негативных оценок будущего интернета значительно больше, чем позитивных и нейтральных. Результаты исследования указывают на дисбаланс между скоростью развития технологий и рефлексией их последствий в молодежной среде. На выраженность негативных оценок в представлениях о будущем цифровых технологий влияют негативные переживания при пользовании интернетом. Выявлена связь оценки вероятности негативных сценариев развития технологий и социальной сложности (опросник «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леонга), а также фаталистического настоящего («Стенфордский опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо). 3. Разработаны теоретико-методологические принципы и методический инструментарий для анализа феномена технофобии. Разработаны шкалы для оценки отношения личности к цифровым технологиям, генно-модифицированным продуктам и нанотехнологиям. Показано, что ключевым фактором принятия новых технологий, - и в конечном счете, - формирования технооптимизма является вовлеченность личности в коммуникацию с другими пользователями, в ходе которой разрешаются проблемы, происходит обмен опытом, открыто высказываются и оспариваются мнения о дальнейшем развитии технологии. Группой В.С. Собкина на материале опроса, посвященного отношению к экстремизму подростков Москвы и Кишинева, исследовалась динамика толерантных установок в подростковом возрасте. Показано, что в зависимости от специфики школы и своего национального статуса школьник ощущает себя частью большинства или меньшинства, что определяет его отношение к экстремизму. Структурный анализ выявил, что подростки могут одобрять и оправдывать экстремистские действия на микросоциальном уровне (личная позиция), и вместе с тем поддерживать законодательный запрет подобных актов на макросоциальном уровне. Были созданы профили отношения к экстремизму подростков Москвы и Кишинева. В Москве подростки предрасположены к экстремистским действиям, гораздо лучше осведомлены о деятельности подобных организаций и считают их нормативно приемлемыми, однако сложившаяся ситуация не побуждает их к активным действиям. В Кишиневе же противостояние между национальным большинством (молдаванами) и представителями национальных меньшинств (русскими) провоцирует подростков на активное участие в экстремистской деятельности.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия
Результаты этапа: Проведено эмпирическое исследование особенностей использования инфокоммуникационных технологий в современных семьях, имеющих детей от 5 до 11 лет, а также изучение инфокоммуникационных технологий как нового культурного орудия развития высших психических функций (память, внимание, мышление) у разных возрастных групп. Подготовлена монография "Цифровое поколение России: компетентность и безопасность", посвященная исследованию особенностей использования современными российскими детьми и подростками инфокоммуникационных технологий в различных онлайн-контекстах (совместно Е.И. Рассказовой и Т.А. Нестиком). Подготовлено дополненное издание пособия для работников системы общего образования "Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете", посвященное решению актуальной задачи: повышению цифровой компетентности школьников и учителей в сфере управления персональными данными в интернете. Проведен представлен анализ теорий и подходов к пониманию успешности личности в ситуации культурного многообразия в рамках современных теорий межкультурных коммуникаций. Проведена апробация русскоязычной версии расширенной Шкалы культурного интеллекта (Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И.). Проведено исследование личностных предикторов успешности межкультурного взаимодействия. Показано существование детерминационных и опосредствующих связей между личностными ресурсами и стратегиями совладания; описаны возможные изменения характера влияния личностной характеристики на выбор стратегии совладания под воздействием переменной-модератора (переменной, воздействующей на каузальную связь между зависимой и независимой переменной); представлены результаты применения методики изучения фрустрационных реакций С Розенцвейга в исследовании неосознаваемых психологических средств совладания. Теоретико-эмпирическое исследование личностных детерминант глобальной идентификации в условиях глобальных рисков и неопределенности.
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия
Результаты этапа:
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия
Результаты этапа: Группой Г.У Солдатовой велась научно-исследовательская деятельность в двух направлениях: 1) психологические аспекты цифровой социализации и кибербезопасности, 2) психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия. В рамках первого направления был выполнен ряд работ и получены следующие результаты: 1. Разработан дизайн исследования и методический инструментарий, включающий анкеты для детей разного возраста и их родителей с блоками вопросов: пользовательская активность; столкновение с онлайн-рисками; цифровое образование; образ цифрового мира; родительские стратегии медиации; социальное взаимодействие в цифровом обществе; взаимодействие с неживыми системами; цифровое гражданство; цифровая компетентность. Проведен основной этап популяционного исследования особенностей цифровой социализации у разных поколений в 7 федеральных округах РФ:. Всего в исследовании с учетом выборки апробации 2018 г. (Москва и Московская область - Центральный федеральный округ) приняли участие 1553 школьника 12-17 лет из 15 городов РФ и 1219 родителей подростков того же возраста. Результаты популяционного исследования проанализированы отдельно по поколениям, а также проведен межпоколенческий анализ по блоку вопросов, посвященных цифровому образованию и отношению к ИКТ в образовательном процессе. 2. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по курсу «Кибербезопасность» для 7 и 8 классов (тренажеры). Пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Издание адресовано преподавателям и классным руководителям общеобразовательных организаций. Пособия для учащихся общеобразовательных организаций содержит материалы по полезному и безопасному использованию интернета. Пособия по курсу «Кибербезопасность» открывают возможность для повышения цифровой грамотности школьников. Она поможет учащимся раскрыть возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими в Интернете. В рамках второго направления, связанного с психологией межкультурных коммуникаций были проведены следующие работы: 1. Проведено исследование связи между личностными особенностями, определяющими выраженность и направленность активности личности в межкультурном контексте (личностными чертами Большой пятерки, типом этнической идентичности, толерантностью, толерантностью к неопределенности, жизнестойкостью, ценностными ориентациями, эмпатией), и уровнем межкультурной компетентности. Группой Е.И. Шлягиной Продолжен цикл исследований личностного опосредствования совладающего поведения в ситуации неопределенности. В 2019 было завершено комплексное исследование ресурсов совладания в ситуации переговоров. Выявлено наличие и определен характер связей копинг-стратегий со стилем делового общения в ситуации неопределенности. Также в 2019 проведено исследование, направленное на определение наличия и характера связей между различными уровнями совладающего поведения - копинг-стратегиями (осознаваемый уровень совладания) и защитными механизмами личности (глубинный, неосознаваемый уровень совладания). Рассмотрено опосредствование различных уровней совладания с такими личностными характеристиками как толерантность к неопределенности и уровнем субъективного контроля. Группой Т.А. Нестика работа велась в двух направления. 1) Проведено исследование связи тревоги по поводу будущего (на основе опросника «Темное будущее» З. Залеского) с другими характеристиками индивидуальной временной перспективы (на основе опросника ZTPI Ф.Зимбардо) и представлениями о мире (на основе опросников «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леонга и Опросника моральных оснований (MFQ) Дж. Хайдта). 2) Изучена связь уровня социального доверия с отношением личности к новым цифровым технологиям, в том числе – к использованию искусственного интеллекта.
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия
Результаты этапа: Группой Г.У Солдатовой велась научно-исследовательская деятельность в двух направлениях: 1) исследование психологических особенностей цифровой социализации представителей разных поколений; 2) исследование особенностей агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков и молодежи в сети. В рамках первого направления был выполнен ряд работ и получены следующие результаты: 1. Рассмотрены особенности отношения к цифровизации образования и учительской медиации накануне коронакризиса глазами подростков и родителей. Выборку исследования составили 1553 школьника 12-17 лет из 15 городов Российской Федерации и 1219 родителей подростков того же возраста. На основе анализа данных, представленных в этом исследовании, выделяются четыре основных фактора, которые стали серьезными барьерами на пути перехода от очного обучения к дистанционному: недостаточная техническая оснащенность школ и домохозяйств и слабое использование цифровых технологий как инструментов для усовершенствования или трансформации педагогических практик; низкая психологическая готовность и детей и родителей к неожиданным переменам в обучении, обусловленным коронакризисом; недостаточная цифровая компетентность школьников и их родителей, затруднившая быстрый переход на дистанционное обучение; представления школьников о недостаточной «цифровой» подготовленности педагогов, неактивного их включения в цифровую социализацию и использование ограничивающих стратегий медиации цифровой активности школьников. 2. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по курсу «Кибербезопасность» для 9 класса (тренажер и программа). Пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Издание адресовано преподавателям и классным руководителям общеобразовательных организаций. Пособия для учащихся общеобразовательных организаций содержит материалы по полезному и безопасному использованию интернета. Пособия по курсу «Кибербезопасность» открывают возможность для повышения цифровой грамотности школьников. Она поможет учащимся раскрыть возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими в Интернете. В рамках второго направления исследования, связанного с деструктивным поведением в сети, проведен анализ механизмов киберагрессии, а именно, представления о поводах, пространстве, содержании и форме киберагрессии среди трех поколений – подростков, молодежи и родителей подростков. В исследовании приняли участие 3395 человек: 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 18–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из 8 федеральных округов РФ. Группой Е.И. Шлягиной Продолжен цикл исследований личностного опосредствования совладающего поведения в ситуации неопределенности. В рамках исследования рассматривается каузальная связь психологического благополучия, стратегий совладания, личностных характеристик: толерантности к неопределенности и самоэффективности, вовлеченности сотрудников в работу. Выявлена связь психологического благополучия с проактивными стратегиями совладания. Обнаружена положительная связь психологического благополучия с самоэффективностью и вовлеченностью в работу и отрицательная связь психологического благополучия с толерантностью к неопределенности. Медиаторный анализ показал, что самоэффективность и вовлеченность в работу являются предикторами психологического благополучия, а проактивные стратегии совладания опосредствуют связь психологического благополучия с другими переменными. Группой Т.А. Нестика в ходе исследований выявлены характеристики образа мира, связанные со сбалансированностью временной перспективы. Впервые проведена адаптация на русскоязычной выборке методики «Вера в игру с нулевой суммой», предназначенной для измерения выраженности антагонистических представлений об обществе.
6 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Психология цифровой трансформации личности и общества
Результаты этапа: В рамках НИР проведено:1)исследование особенностей цифровой социализации у представителей разных поколений (N=1553 чел.); 4) определение роли коллективных переживаний в формировании отношения к глобальным рискам.
7 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Психология цифровой трансформации личности и общества
Результаты этапа: Руководителем темы, профессором Г.У. Солдатовой совместно с мл.н.сотр. Чигарьковой С.В. работа велась в рамках нескольких направлений исследования, результаты которых отражены в первых трех разделах. В первом разделе приведены данные исследования образа реального и виртуального мира подростков и взрослых (N=616). Во втором разделе представлены результаты качественного исследования образов виртуального и реального Я у подростков и взрослых (N=804). Третий раздел посвящен исследованию интегрального показателя социального капитала в виртуальном пространстве и его связи с рядом показателей цифровой социализации (N=674). В четвертом и пятом разделах, подготовленных вед.н.сотр. Т.А. Нестиком, представлены результаты исследований, связи между социально-психологическими характеристиками личности и ее отношением к использованию систем искусственного интеллекта в условиях пандемии (N=515), а также связи временной перспективы личности с уровнем религиозности в условиях неопределенности и цифровой трансформации (N=786). Краткие итоги промежуточного этапа разработки темы ««Психология цифровой трансформации личности и общества»» в 2022 году приведены в соответствии с 5 направлениями исследований. 1. При анализе образа мира у подростков и родителей показано, что половина родителей и почти треть подростков накануне коронакризиса именно виртуальный мир видели скорее сквозь оптику BANI-мира – хрупким, непостижимым и тревожным, что позволяет рассматривать онлайн-пространства как площадки адаптации и преадаптации к новой реальности и трансформациям глобального образа мира. Сохраняя также отношение к виртуальному миру как к увлекательному и полному новых знаний и перенося весь этот опыт в реальный мир, часть подрастающего поколения в то же время может приобретать важные навыки успеха в BANI-мире: гибкость, любознательность, готовность выдерживать тревогу, интуитивность. В целом, по сравнению со взрослыми подростки конструируют более позитивный и целостный образ мира, в котором реальное и виртуальное пространства сближаются, что может выступать основной для выстраивания конструктивных адаптационных стратегий в множественной реальности. 2. Сравнительный анализ самоописаний подростков и взрослых в реальном и виртуальном мирах свидетельствует о тенденции к сближению реальной и цифровой идентичности. Несмотря на сближение у обоих поколения, образы Я у подростков и взрослых конструируются по-разному. У взрослых доминируют социальные характеристики, в то время как у подростков социальные и личностные характеристики представлены в образе Я в одинаковой мере. Таким образом, в рамках смешанной реальности не выстраивается альтернативная цифровая идентичность, отличная или противопоставляемая реальной, как это показывали более ранние исследования, а конструируется целостная идентичность. 3. На основе эмпирических данных получен интегральный показатель социального онлайн-капитала. Низкий показатель социального онлайн-капитала характеризуется не более 50 френдами и подписчиками, как правило, это личные знакомые, с которыми они активно общаются и крайне редко – люди, которых они не видели офлайн. У пользователей со средним показателем социального онлайн-капитала от 51 до 150 друзей в социальных сетях, с которыми они общаются и чаще всего знакомы в реальной жизни, при этом подписчиков больше, чем друзей. Высокий показатель социального онлайн-капитала характерен для тех, кто имеет более 150 друзей в социальных сетях и еще больше подписчиков, при этом половину из них представляют незнакомые в реальной жизни люди, с которыми они активно общаются. Подростки по показателям социального онлайн-капитала уже догнали взрослых, что демонстрирует возможности цифрового пространства для накопления важных ресурсов, которые могут стать основой для успеха в разных областях. 4. Результаты исследования связи социально-психологических характеристик личности с отношением к искусственному интеллекту указывают на то, что при переживании эпидемиологической угрозы оценка рисков использования искусственного интеллекта для оказания помощи определяется не только отношением к самим технологиям, но и отношением к людям – разработчикам, другим пользователям и обществу в целом. Практический вывод из полученных данных состоит в том, что при информировании граждан о внедрении новых информационных систем в условиях кризиса необходимо не только освещать позитивные эффекты для общества, но и подробнее рассказывать о мотивах и ценностях разработчиков, а также делать акцент на том, как новые технологии помогают людям оказывать помощь друг другу. И наоборот, важно избегать представления систем искусственного интеллекта как инструментов защиты одних людей от других: усиление веры в опасность социального мира и снижение генерализованного доверия будет приводить к росту страхов в отношении цифровых технологий. 5. Результаты исследования временной перспективы показывают, что при переживании трудно контролируемой угрозы в условиях пандемии мировоззренческие убеждения личности играют противоречивую роль в совладании с кризисом: и вера в опасность, непредсказуемость мира, и религиозность личности оказывают разнонаправленное влияние на протективное поведение и психологическое благополучие личности. С одной стороны, вера в опасный мир усиливает поддержку использования цифровых технологий для защиты от пандемии, а религиозность снижает уровень тревоги по поводу будущего и поддерживает психологическое благополучие. С другой стороны, вера в опасный мир усиливает страхи, связанные с использованием цифровых технологий одними людьми против других, а религиозность связана с отказом от вакцинации или с откладыванием прививки. Полученные нами результаты указывают на то, что в условиях глобальных рисков некоторые психологические феномены, традиционно рассматриваемые в позитивном или негативном ключе, играют амбивалентную роль, поэтому при их целенаправленной поддержке в рамках информационных кампаний не следует ожидать однозначных последствий, необходимо прогнозировать разнонаправленные эффекты, одновременно усиливающие и ослабляющие жизнеспособность общества в условиях кризиса.
8 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Психология цифровой трансформации личности и общества
Результаты этапа:
9 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Психология цифровой трансформации личности и общества
Результаты этапа:
10 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Психология цифровой трансформации личности и общества
Результаты этапа:
11 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Психология цифровой трансформации личности и общества
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".