ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Данный проект нацелен на выявление основных семиотических преобразований мифа, которые сопровождают его развитие и использование в различных типах дискурса, а также путей перехода письменного знака в визуальный образ и обратно, характерных для мифологии XX-XXI вв. Согласно новейшим исследованиям в области философии, культурологи и филологии, миф оказывается не отжившим рудиментом прошлого, но важной познавательной категорией, синкретичной формой концептуализации и категоризации знания и его передачи. Некоторые мифы, зародившиеся в древности, продолжили свое существование и в эпоху цифровых технологий, однако претерпели значительные преобразования. Вследствие этого, часть мифов оказалась настолько успешной и востребованной, что в новейшее время возникла относительно автономная структура смыслопорождения, появилась игра смысла и новые типы семиотических трансформаций. Выявление, изучение и классификация данных трансформаций – важная задача в рамках данного проекта. Одним из таких мифов-моделей, легко адаптирующихся к новым эпохам и культурным сдвигам и где реализована большая часть возможных преобразований, является миф о короле Артуре, базовый для англо-саксонской культуры и англо-американской самоидентичности и по сей день. Предметом исследования в рамках данного проекта станут произведения XX-XXI века, принадлежащие различным типам дискурса и обладающие различными жанровыми характеристиками. Научная новизна проекта обусловлена тем, что в XX- XXI веке возникли не только новые интерпретации артурианы в традиционных литературных жанрах, (например, романы Б. Корнуэлла и П. Экройда), но и экспериментальные интернет-интерпретации. Помимо этого, дидактический и идеологический потенциал был успешно использован в начале XX века (1907-1910гг.) в процессе развития бойскаутского движения в Америке. Политический американский дискурс уже на протяжении столетия так или иначе базируется на представлении о Камелоте как идеальной государственной системе. По сути, миф об Артуре не просто используется, но является неотъемлемой частью американской идеологии. Имя короля Артура, артуровские герои, образы и сюжетные линии мифа до сих пор успешно используются в рекламе и кинематографе. Обращение именно к лингвистическим аспектам воплощения мифа важно, поскольку только через язык возможно полное и эмпирически обоснованное исследование культурно-значимых феноменов и именно через язык в первую очередь возможно подойти к семиотичности мифа и его трансформаций в современности. Посредством комплексного анализа произведений, где миф находит свое воплощение планируется описать исторически обусловленные структуры знания. Актуальность темы проекта непосредственно связана с изучением самого предмета исследования – новейшими трансформациями мифа, которые за последние десятилетия в обществе привели к появлению относительно автономной системы смыслопорождения. При этом появилась игра смысла и новые типы культурно и исторически детерминированных семиотических трансформаций. Особенно актуальной данная задача становится на фоне балансирования между глобализацией и определением собственной культурной идентичности, что обусловливает и научную новизну проекта. Также научная новизна обусловлена инновационным подходом к мифу как развивающейся семиотической системе, в которой возникают, трансформируются и переоформляются оппозиции знакового характера. Мы планируем применить интегративной подход к изучению материала, объединяющий методы семиотики, филологических наук, когнитивной лингвистики, корпусного подхода и прагмафоностилистического анализа. Исследование носит фундаментально-прикладной характер; проблемы, рассматриваемые в рамках проекта, имеют важное теоретическое и вместе с тем - практическое значение. Результаты могут быть применены в практике преподавания в высшей школе, критическом анализе вербальной англоязычной продукции и понимании основ функционирования важных культурообразующих основ мифа в современном мире.
The major goal of this project is to reveal the key semiotic transformations in the myth, that accompany both its use and development in various kinds of discourse. It happens when we observe a sign transfer from the written domain into the visual domain and vice versa becoming a characteristic feature of myth modifications in the 20 and 21st centuries. The latest advances in philosophy, cultural studies, and philology demonstrate that a myth appears to be a cognitive category biased with a syncretic conceptualizaton and categorization of knowledge ensuring its transfer, rather than an obsolete rudiment of the past. Some myths originated in the past, continue to develop in the epoch of digital technology, yet they acquire considerable transformations. So, the idea of a myth is in demand now leading to a successful embodiment, because a distinct autonomous structure of the sense is based on a play with sense and new sorts of semiotic transformations. Defining the data on transformations, classifying it and thoroughly reporting on an exploratory study is an important task in light of the major objective of this project. One of the myths to be used as a model with a whole range of possible transformations is the myth on King Arthur. It is a unique phenomenon corresponding to the specific kind of the Anglo-Saxon identity with its values and beliefs successfully adapting to a new epoch due to its amazing capacity. The object of our study are the works of 20 and 21 centuries, belonging to different kinds of discourse and genres. In the 20th and 21st centuries new interpretations of the myth appeared not only in traditional fiction genres represented in the novels of B. Cornwall and P. Ackroyd. Apart from this, the myth about King Arthur is not just used but makes part and parcel of American ideology, when. due to its didactical and ideological potential, the myth was successfully exploited at the beginning of the 20th century (1907-1917) by the boy-scouting organizations in America. Through centuries, political discourse of America has been defined by the conceptualizations of Camelot as an ideal state system. The very name of the king, Arthurian characters, images and plot lines and still successfully used in advertising and cinema. Moreover, the experimental interpretations in the wide-web as novel contributes of the project. It is the linguistic aspect of the myth that has to be thoroughly studied, for only through the language culture-specific and cognitive elements can be fully explained and empirically investigated. Through the linguistic side we can grasp the semiotic qualities of myth and its transformation in a present-day world. We plan to describe the historically-determined structures of knowledge based on a complex analysis of works where the myth is embodied. The novelty of the project is defined by the very object of our study – recent transformations of myth, that in the last few decades has led to an autonomous system of sense generating. The play of senses and new types of culturally and historically determined semiotic transformations. This research appears to be of special significance against the background of balancing between globalization and establishing the cultural identity, thus underlying the novelty of the project. Myth understood as a semiotic system in constant evolution, where transformations of the sign nature arise and change. We plan to use an integrative method to investigate the material uniting the methods of semiotics, philology, cognitive linguistics, corpus approaches and pragmaphonostylistic analysis. The research is of both basic and applied significance, as the issues to be dealt with within the project are not only theoretically important , but also can be exploited in university teaching, analysing critically works of verbal art written in English, and studying the grounds of referencing to the most prominent culture-forming myths existing in the modern world.
1. Будет переосмыслено положение мифа, его роль и функции в современном обществе в семиотическом ключе. Результаты проекта будут способствовать более глубокому пониманию когнитивных механизмов функционирования мифа в современном обществе, осмыслению важных черт культурной специфичности и идентичности и необходимых трансформаций мифа 2. Комплексный анализ современных интерпретаций артурианы позволит конкретизировать изменения, привнесённые в исходный миф, и описать его современную трактовку. В русле когнитивно-дискурсивной парадигмы будут изучены тексты XX -XXI веков, посвященные или использующие артуровский миф с учетом исторических и социо-культурных реалий. 3. Будет проведен лингвистический, концептуальный и прагмафоностилистический (для некоторых текстов) анализ изучаемого материала. 4. В результате изучения различных типов текстов мы определим доминантные и вариативные черты артуровского мифа в реалиях нового времени. 5. Будут описаны особенности обращения к мифу с точки зрения различных жанров и стилей и интенсивного использования мультимодальных средств передачи информации, будет изучен научный дискурс и обьращение к мифологическим образам ( Holy Grail) в сравнении с другими культурно-специфическими коцнптами ( Rosetta stone Trojan horse) 6. Изучение мифа о Короле Артуре на материале разножанровых произведений современного дискурса позволит приблизиться к пониманию особенностей функционирования мифов в современности. 7. Теоретическая значимость результатов первого этапа выполнения проекта заключается в том, что в нем будет уточнена комплексная методика анализа текстов, соединяющая филологический, прагмалингвистический и когнитивно- дискурсивный подходы, будет предложена уточненная структура концепта применительно к его современному состоянию. 8. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы найдут применение в процессе преподавания теоретических курсов по истории языка, лингвокультурологии, социолингвистике, интерпретации художественного текста, фонетике, прагмастилистики и прагмалингвистике. 9. Будут подготовлены серии статей, тезисов выступлений на всероссийских и международных конференциях по теме исследования
Шарапкова А. А. – (руководитель проекта) защитила диссертацию по теме «Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве» (2015). В работе где была разработана комплексная методика анализа, объединяющая когнитивные и лингвистические подходы, которая доказала свою состоятельность и применимость к материалу мифа о короле Артуре. Также в рамках диссертации была проделана большая работа по исследованию оригинального мифа и его средневековых интерпретаций, результаты которой опубликованы в ведущих научных рецензируемых изданиях, в том числе и за рубежом (4 статьи). В работе «Space as a cultural and semantic universal and its representation in the tale "kilhwch and olwen (Culhwch ac Olwen)» ( Шарапкова, Комова: 2014) были рассмотрены некоторые особенности мировосприятия, отраженные на уровне мифа, философского осмысления пространства своего и чужого мира. В работе «The conceptual and semantic shift of "noble" and its synonyms as a case of semiosis» (Шарапкова, Комова: 2017) подробно обсуждаются теоретические основания использования семиотических подходов к изучению изменения значения на основе традиционных филологических представлений о знаке и новых достижениях когнитивной семиотики (Zlatev, 2015; Geerards, 2017; Konderak, 2016). Был успешно опробован интегративный подход, построенный на когнитивно-лингвистической и культурно-семиотической парадигмах. На основе анализа развития семантики категории «nobility» было показано, что новые семиотические связи формируются под влиянием как индивидуально, так и социально обусловленных контекстуальных факторов. Шарапкова А. А. в 2017 г. была принята в Международное Артуровское Общества и выступала с устными докладами на Международных Конгрессах в 2013 и 2017 годах.
МГУ имени М.В.Ломоносова | Координатор |
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 3 августа 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Метаморфозы знака и значения в мифе XX-XXI веков |
Результаты этапа: Первый этап работы над данной тематикой является в первую очередь аналитическим и посвященным сбору данных для дальнейшего анализа. Поставленные задачи выполнены полностью: опубликована статья в журнале, рекомендованном ВАК и подготовлена и принята статья в зарубежном рецензируемом журнале. Собран обширный материал для дальнейшего анализа и теоретического осмысления по использованию образа Артура и данного мифа в рекламном дискурсе. Проанализирован материал, касающийся оппозиции рационального и мифологического мировоззрения в романе М. Твена. Проводится анализ материала из трилогии Б. Корнуэлла. По результатам работы намечены дальнейшие планы по изучению мифа в XX-XXI веках. 1. Было уточнено понятие “концептуальной доминанты”, введенное в диссертационном исследовании Шарапковой А. А. (2015) для анализа многоуровневых концептов и концептов художественной направленности в динамике. Проанализированы представления о том, как складывается доминанта в социокультурной системе, оказывая влияние на семантику и синтаксическое оформление смысловой единицы. Делается вывод о том, что доминанта представляет собой универсальное явление, отвечающее изменчивости любой системы, обусловленной принципиальной динамичностью человеческого сознания. Результаты оформлены в виде статьи «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ДОМИНАНТА КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ». 2. Проведен комплексный анализ места Артуровского мифа в американской культуре. Было выявлена оппозиция мифологического и рационалистического мировоззрения в романе М. Твена «Янки при дворе короля Артура». Для выявления данной оппозиции был проведен комплексный анализ выполненный в русле когнитивного и литературно-критического подхода к тексту как текста самого произведения, так и философских трактатов эпохи просвещения (Д. Юм, Лж Локк). Слова, описывающие сознание и мыслительные процессы были рассмотрены с точки зрения тех образ-схем, которые лежат в основе разнообразных способов лингвистического воплощения. Всего проанализировано до 2000 примеров употребления. Были выявлены сходства и различия в частотности применения образ-схем (image schеmas) у данных представителей Века Просвещения. Далее показано, что берет М. Твен для воплощения рационального мировоззрения и полемики с мифологическим. Готовится к подаче статья на английском языке: «Conceptualizing consciousness: from scholarly insights to general public» ( в соавторстве с Е. Логиновым и Л. А. Манерко). 3. Был собран материал и проведен корпусный анализ использования ключевых имен в нетипичном для мифа типах дискурса. Примером был выбран дискурс научной англоязычной прозы. Поскольку материал был достаточно обширным, то в первую очередь были проанализированы два культурных концепта (Rosetta stone, Trojan horse) и их использование в научной литературе (более 200 примеров в том числе и мультимодальные). Была уточнена методика концептуального анализа, доказана возможность применения понятия концептуальной доминанты и проанализирован путь данных концептов от метафоры к термину. Данная работа является подготовительной для повторения данного анализа на материале концепта Holy Grail в научном дискурсе и выявления его особенностей, определяемых его абстрактным ‘мифологичеcrим фоном’, не дающим ему стать термином в той или иной области науки. Результаты исследования по первым двум концептам оформлены в виде статьи: «Culture-derived concepts in scientific discourse: transferring knowledge through metaphor». Прошла рецензирование и принята к публикации в журнале Fachsprache в 2019 году. 4. Была собрана широкая выборка словарных статей по всем ключевым персонажам и артефактам мифа для дальнейшей работы по выделению доминантных и вариативных черт артуровского мифа в современных реалиях. Анализ ключевых характеристик на основе словарных статей был проведен для персонажа король Артур и оформлен в виде тезисов выступления на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике 16-18 мая 2019 года в г. Нижний Новгород («Современная мифология сквозь призму концептуального анализа») 5. Были отобраны примеры использования имен персонажей и названий артефактов Артурианы в рамках рекламного дискурса (названия брендов, рекламные слоганы, описания товаров и услуг, отзывы покупателей). Примеры для персонажа король Артур были проанализированы и соотнесены со структурой концепта, определенной через анализ словарных статей. Результаты исследования оформлены в виде тезисов выступления на на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике 16-18 мая 2019 года в г. Нижний Новгород, Россия («Современная мифология сквозь призму концептуального анализа») 6. Были выявлены и проанализированы стратегии использования имен персонажей и названий артефактов Артурианы в рекламном дискурсе и оформлены в виде тезисов выступления на международной конференции 23rd DiscourseNet Conference 6-8 июня 2019 года в г. Бергамо, Италия (“Arthurian myth as a cognitive basis for construing advertising discourse”) 7. Основываясь трилогии Б. Корнуэлла «Сага о короле Артуре» («Король Зимы», «Враг Божий», «Экскалибур») был произведен сбор материала, который в дальнейшем будет использован для прагмафоностилистического анализа. Основной критерий отбора отрывков: наличие точки с запятой, а также соответствие содержания одной из следующих тем: - описание батальных сцен («Экскалибур»); - характеристика короля Артура (внешнего вида/свойств характера/эмоциональное состояние) (в трилогии); - наличие идеи контраста, выраженной на лексическом и/или концептуальном и/или синтаксическом уровнях («Экскалибур»). 8. Совместно с А. Шарапковой были составлены и поданы тезисы «Opposition as a Means of Creating a Concept: Linguistic representation» на международную конференцию 15th International Cognitive Linguistics Conference 6-11 августа 2019 года в г. Нисиномия, Япония; в рамках работы был произведен прагмафоностилистический анализ отрывков из романа «Экскалибур», содержащих контраст, выраженный на синтаксическом, просодическом и просодическом уровне с целью выявления дополнительных характеристик образа короля Артура. 9. Был произведен прагмафоностилистический анализ отрывков из романа «Экскалибур», представляющих описание батальных сцен. В соавторстве с А. Шарапковой готовится к публикации статья под рабочим названием «Battle Scenes as the Reflection of the Image» на английском языке. Результаты, полученные в ходе работы и проанализированный материал будут представлены в виде тезисов для подачи на международную конференцию Myth-making and Myth-busting in and about Late Modern English 7-9 мая 2020 года в г. Рагуза, Италия. 10. Отрывки из романа «Экскалибур» были использованы в качестве иллюстративного материала в устном выступлении «On Correlation between the Functions and Prosodic Realization of the Semicolon in the English Language» на конференции Young Linguists’ Meeting in Poznan 23-25 ноября 2018 года в г. Познань, Польша. 11. Готовится первый вариант статьи об изменении образа короля Артура, прослеживаемого на протяжении трилогии; производится анализ отрывков, соответсвующих вышеупомянутым критериям (представляющих характеристику короля Артура и содержащих точку с запятой). | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Метаморфозы знака и значения в мифе XX-XXI веков |
Результаты этапа: За период с января по декабрь было сделано следующее: 1) Опубликованы две статьи в международных журналах, входящих в базу данных Scopus и WoS 2) Участники гранта выступили с 12-ю Докладами по тематике проводимых исследований 3) Подготовлена к печати и принята к печати 1 статья из журнала, входящем в базу данных Scopus (на русском языке) 4) Подготовлена и подана на рецензирование 1 статья в журнал, входящий в базу данных Scopus (на русском языке) 5) ведется работа над тремя статьями: 1) статья на английском языке, анализирующая особенности употребления метафоры Holy grail в научном английском языке 2) статья на русском языке, анализирующая особенности рецепции брендов в англоязычном и русскоязычном пространстве 3) статья, анализирующая сходства и различия представления образа короля Артура в текстовой и аудиоверсии романа Б. Корнуэлла «Экскалибур» 6) проводится сбор материала реализации мифа в политическом кризисе Великобритании – Брекзит Выполняется работа по заявленному плану работ на 2019 год (подробнее) 1) Был проведен анализ собранных контекстов использования аллюзии Святой Грааль (Holy Grail (1200 примеров) в научном дискурсе. Это значительно больше, чем другие мифологические аллюзии, изученные ранее. Такое неравномерное распределение употреблений говорит о большей известности Святого Грааля, видимо связанного с популярностью в том числе и артуровского мифа в массовой культуре. Для достижения максимального количества примеров мы использовали PubMed в качестве одновременно и поисковой системы и базы данных, в которой можно найти статьи по естественным наукам и биомедицинским тематикам. Для дальнейшего анализа текст каждой статьи с целевой метафорой был получен уже с сайта журнала. Прежде чем изучить употребление понятия Святой Грааль в дискурсе, мы построили схему концепта. На основании лексикографических источников (13 словарей языка и культуры) а также словарей ассоциаций (Word Associations Network) и ассоциативного эксперимента, проведенного на носителях языка (20 ответов) мы выявили основные концептуальные характеристики. Была изучена частотность встречаемости изучаемых выражений по годам в динамике и в отдельных частях научной статьи (заголовок, аннотация и пр.), построена зависимость года и импакт-фактора журнала. Уже в начале работы с материалом и из работ в области стилистических особенностей научного английского языка стало очевидно, что значительное количество употреблений приводит к стиранию возможной интертекстуальности и должно приводить к образованию терминов, что в целом характерно для научного дискурса. Однако, этого не происходит. Наоборот, отмечается изменение семантики, что зависит от области применения, а не от типа журнала или даже потенциально широкой семантики самого выражения. Поскольку метафора Holy Grail чаще употребляется в названии статьи (около 33% от всех употреблений) можно предположить, что это словосочетание «включает» либо культурный либо мифологический пласт и дает одновременно реализовываться не одной концептуальной характеристике, но нескольким. Целью такой мифологической аллюзии является заинтересовать читателя, привлечь внимания к статье и структурировать или определить ее восприятие: 1) Cancer-associated thrombosis: The search for the holy grail continues. 2) From cellular senescence to regeneration: A quest for the holy grail for the next generation of surgeons? 3) Predictive biomarkers for disease sensitivity in lymphoma - the holy grail for HDAC inhibitors? Другие 34 % приходятся на аннотацию статьи. И название научной статьи и аннотация по сути являются теми частями, на которые направлено внимание читающей аудитории ибо значительно больше людей прочитает название и аннотацию, чем весь текст научной работы. Так, данная метафора выполняет в научной статье не только когнитивную функцию, но и функцию привлечения внимания, эмоциональную, которая работает в первую очередь благодаря широкой семантике Святого Грааля и большому количеству возможных дополнительных интерпретаций в том числе и личных. Определенная неоднозначность здесь становится не препятствием научной коммуникации, но наоборот, дает возможность развития. Каждая область науки находит в метафоре Святого Грааля что-то свое. Например, удивительно частотным она оказалась в кардиологии в связи с поиском стволовых клеток сердца, которые могут помочь восстановиться после инфаркта. Основой переноса и первые употребления в этой области стало сравнение человеческого сердца как самого важного органа и Святого Грааля – сосуда, наполненного кровью. А в связи с появлением многочисленных работ, посвященных фундаментальным процессам развития и биохимии раковых заболеваний, получение знания в этой области стало сравниваться с Граалем. Таким образом, основой трансдискурсивного переноса обычно является одна из концептуальных характеристик, которая выбирается в соответствии с той областью, куда переносится концепт. Широкая семантика и сложность концептуального содержания служит здесь не препятствием, но наоборот, упрощает переход. По данному аспекту работы подготовлена 1 статья РИНЦ и готовится статья на английском языке, которая будет подана в зарубежный журнал 2) Как очевидно следует из многочисленных воплощений артурианы в предыдущие века, король Артур возвращается хотя бы в качестве аллюзии или цитаты в кризисные времена для британского национального самосознания и трансформаций самоидентичности. Поэтому, в качестве материала для анализа политического дискурса мы выбрали англоязычную прессу, посвященную событиям Брекзита, который переживался и описывался в мифологических аллюзиях. Изначально мы планировали больше внимания уделить американскому политическому дискурсу, однако разворачивание мифа об Артуре британской прессе оказалось настолько своевременным и предоставляющим столь богатый материал, что мы приняли решение сосредоточиться на нем в первую очередь. Для подробного анализа были выбраны следующие британские издания: TheGuardian, TheTimes, Independent, BBC, Telegraph. При необходимости, привлекались и другие источники. Количественное соотношения отсылок и аллюзий к мифологии по журналам представлено на рис. 1. За 2016 год- 9 употреблений, 2017 -26, 2018 -14, за неполный 2019 – 22. В целом, весь материал был разделен на 3 периода: 1) спорадические публикации до референдума, 2) после обнародования результатов и начала процесса подготовки к выходу 2017 год, 3) в преддверии голосования по урегулированию выхода Англии из Европейского Союза в 2018-2019 гг. Мы проследили, каким образом сначала идиома HolyGrail в качестве описания некой важной, краеугольной идеи появляется в преддверии референдума и как постепенно происходит изменение положительного фона идиомы на отрицательный: трата времени на неоправданный поиск, и как этим пользовались сторонники евроинтеграции. Было установлено, как отсылки к известному фильму MontyPythonandtheHolygrail были использованы в дискурсе о Брекзите и как, наконец, постепенно актуализировался миф о короле Артуре, как о новом, ожидаемом лидере страны. В итоге, было показано, что артуровский миф и по сей день легко наполняется новым, актуальным содержанием и по сей день определяет англо-саксонское национальное сознание и формирование национальной идеологии. Миф имеет не когнитивную функцию, но трансформационную. Собранный материал представлен в виде статьи, которая подана в рецензируемый журнал. Ведется сбор данных и их анализ за период сентябрь 2019- декабрь 2019 г. Очевидно изменение моделирования выхода на фоне победы Джонсона. 3) Были отобраны примеры использования имен персонажей и названий артефактов Артурианы в рамках рекламного дискурса (названия брендов, рекламные слоганы, описания товаров и услуг, визуальные образы). Примеры как на русском, так и на английском языке были проанализированы и соотнесены со структурой концепта, определенной через анализ словарных статей. Результаты исследования оформлены в виде статьи «Семиотика преобразований мифа в XXI веке на примере рекламного дискурса», которая была принята для публикации в журнал «Вопросы когнитивной лингвистики». 4) Был собран обширный корпус русско- и англоязычных примеров отзывов и обсуждений продуктов, использующих для целей брендинга и рекламы отсылки к Артуриане. Влияние покупателей на формирование образа бренда, а также причины, толкающие их включиться в языковую игру были проанализированы в рабочем варианте статьи «Миф и бренд: роль покупателей в формировании и трансформации». 5) С целью наиболее полного понимания состояния мифа в современном мире был разработан опрос, призванный выявить ассоциации наивных носителей языка с основными персонажами и артефактами Артурианы. Опрос на данный момент прошли уже более 100 респондентов. Подробный анализ результатов опроса будет произведен на следующем этапе работы. 6) Современные практики использования и трансформации мифа были исседованы с помощью методов когнитивной лингвистики. Выявленные ментальные преобразования, скрывающиеся за семантикой и игрой со знаком и значением представлены в виде тезисов выступления на международной конференции 5th International Conference on Figurative Thought and Language23-25 апреля 2020 года в г. София, Болгария («Myth as a source and a cognitive basis for construing advertising discourse: tools and mechanisms») 7) Описаны и проанализированы ключевые средства создания образа короля Артура в аудиоверсии романа Бернарда Корнуэла «Экскалибур»: высота диапазона, громкость, темп, качества голоса. Анализ характеристик произведен с использованием метода аудитивного анализа (в т.ч. создания тонетической транскрипции материала) и метода инструментального анализа (с использованием программ для анализа речи, в основном Speech Analyzer и Praat). 8) Результаты, полученные в ходе филологического анализа романа, корпусного и фонетического анализа оформлены в статью «Миф о короле Артуре и его трансформация в печатной и аудио версии романа Б. Корнуэлла “Экскалибур”» (готовится к подаче в журнал Scopus). 9) Была разработана методика комплексного анализа персонажа в письменном тексте и аудиоверсии романа. Результаты были представлены на конференции Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионального образования: материалы II международной научно-практической конференции в Пятигорске и опубликованы в сборнике конференции (РИНЦ) в качестве статьи «Разработка интегрированного подхода к изучению функционирования точки с запятой в английской художественной прозе» 10) Результаты аудитивного и инструментального анализа были представлены на конференции «Трансформация коммуникации в цифровую эпоху» (9 октября 2019) и вошли в статью «Художественная коммуникация в цифровую эпоху: аудиокнига как вторичный источник информации», написанную для сборника, созданного по итогам конференции (РИНЦ). 11) В ходе концептуального анализа выделены ключевые характеристики другого ключевого персонажа романа – Мерлина. По итогам анализа полученных результатов, было принято решение рассматривать персонаж как амбивалентный; таким образом, была поставлена задача подтвердить или опровергнуть тезис об амбивалентности персонажа в аудиокниге и – в случае подтверждения гипотезы – выделение ключевых средств достижения такого эффекта. 12) С использованием методики, выработанной ранее и опробованной при анализе образа короля Артура, был произведен корпусный анализ письменного текста романа для установления соотношения между искомыми характеристиками персонажа. В тексте романа были выделены ключевые сцены, наиболее полно и показательно раскрывающие образ Мерлина. Они были описаны с точки зрения лингвопоэтики и лингвостилистики. Соответствующие эпизоды были также подготовлены для дальнейшего фонетического (аудитивного и инструментального) анализа. 13) Проводится обработка теоретических представлений о мифе о короле Артуре, как принимающего, вовлекающего в себя различные сюжеты массовой культуры. Рассматриваются возможности такого 'мультиприимного' мифа. | ||
3 | 1 января 2020 г.-30 июня 2020 г. | Метаморфозы знака и значения в мифе XX-XXI веков |
Результаты этапа: Во второй год работы над проектом были завершены все запланированные и начатые в первый год работы. В первую очередь, был проведен анализ роли и функций мифа о короле Артуре в современном обществе с использованием методов и подходов когнитивной лингвистики. Доказана их эффективность для анализа явлений разной сложности, а также воплощений мифа в различных видах дискурса. Показано, что миф меняется вместе с изменением концептуальной доминанты концепта, который является центром мифа – короля Артура. Апробирована методика анализа изменения концепта через выявление когнитивных механизмов с применением метода интеграции двух ментальных пространств. Была всесторонне проанализирована метафора “Holy Grail” в научном английском языке через анализ структуры концепта. Выявлено, что она претерпевает изменения, смещаясь от поиска идеального решения или некого магического артефакта к акценту на вечном поиске познания, понимания. Построена структура концепта, доказано, что ядерные характеристики более частотно реализуются в дискурсе и инвариантны; они сочетаются с разным набором периферических характеристик. Выявлены корреляции между употреблением данной метафоры, типом статьи, цитируемостью журнала и научной областью. Был обработан значительный материал по рекламному дискурсу, проанализированы рецензии покупателей на товары и услуги, использующие в своей рекламе миф о короле Артуре. Изучены различия восприятия данного мифа в англоязычной и русской культуре на основе проведенного ассоциативного эксперимента. Проанализированы реализации мифа в художественном дискурсе на примере трилогии Б. Корнуэлла и П. Акройда. К анализу трилогии Б. Корнуэлла был применен интегративный подход, соединяющий традиционные методы филологического анализа с методом концептуального анализа, а также аудитивно-инструментальный метод для сравнения печатной и аудиоверсии романа. Показана трансформация образа главного героя в динамике от книги к книге и постепенное развитие ядерных концептуальных и расширение периферических характеристик. Они показывают Артура как сильную, но страдающую личность; Артура - не мифологического героя или идеального правителя. Выявлены принципы соединения мифа с другими культурными историями, мифами и сказками. Проанализированы рассказы фанфикшен, где артуриана соединяется с другими популярными сюжетами массовой культуры, показана возможность интеграции персонажей с близкими функциями в артуриану при сохранении изначального набора концептуальных характеристик. Происходит переосмысление исходных характеристик в контексте современных вызовов человеческой личности, что получает наибольшее развитие в кинематографе на тему артурианы. Мы пришли к выводу, что данный миф развивается путем вовлечения, интеграции в себя современных вопросов и проблем, образов и артефактов, поэтому он способен трансформироваться и трансформировать реальность. 1. Была дополнена и отработана методика анализа мифа и мифологии в современном мире, разработано понятие концептуальной доминанты, применены методы когнитивной лингвистики к анализу различных типов дискурса (художественный, научный, политический, рекламный, интернет-дискурс). Особенно полезным и наиболее применимым явился метод интеграции ментальных пространств, который мы отработали как на собранном материале (рекламный дискурс – ранее), так и в рамках эксперимента (ассоциативный эксперимент). 2. Опробовано также применение понятия «когнитивных механизмов» для рассмотрения изменения концепта в динамике. Осмыслены принципы развития мифа в современном обществе и интеграции и образования различных блендов с другими культурными мифами или образами. 3. Всесторонне проанализирован собранный материал по употреблению аллюзии Holy Grail в научной литературе (1980-2018), показаны корреляции между типом публикации, журналом, концептуальными характеристиками, импакт- фактором журнала, областью науки, местом использования данной аллюзии. Применены статистические методы обработки данных. Показано, что высокая семантическая насыщенность и интертекстуальный характер данной аллюзии не только не препятствуют использованию ее в научной литературе, но делают ее особенно важной для научного поиска, отраженного в статьях по биологии и медицине. Миф присоединяется в данном случае в виде дополнительного нарративного пласта. 4. Был проведен комплексный лингвистический, концептуальный и аудитивно-инструментальный анализ трилогии Б.Корнуэла “Warlord Chronicles”. Показано, что в современном романе Артур приобретает больше человеческих черт, а его характеристики как мифологического героя обыгрываются. Аудитиво-инструментальный анализ показал, что образ Артура в тексте и аудио в целом совпадает, а образ Мерлина значительно отличается -его амбивалентность решена в отрицательную сторону. 5. Выявлены различия восприятия образа Артура в русской и англоязычной культуре на основе анализа отзывов на рекламную продукцию, связанную с артурианой, а также проведенного ассоциативного эксперимента. 6. Опубликованы 2 статьи (Scopus и Wos), а также 4 статьи Вак (РИНЦ) и 1 в зарубежном сборнике, принято участие в 7и конференциях |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".