Ориентировка на заданное знание как показатель умения учиться у школьниковНИР

Orientation towards given knowledge as an indicator of the schoolchildren's ability to learn

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Ориентировка на заданное знание как показатель умения учиться у школьников. 1 Этап
Результаты этапа: Проведено исследование уровня сформированности ориентировки на заданное знание у учащихся четвертых классов двух образовательных систем - развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (РО) и традиционной образовательной системы "Школа России" (ТО) (N=115). Помимо этого было проанализировано соотношение уровня сформированности ориентировки на заданное знание с логическими, мнемическими умениями, умениями выделять главное в тексте и академической успеваемостью. Обнаружено, что учащиеся, обучающиеся по системе РО, значимо чаще используют заданное знание для решения задач и ответов на вопросы, чем учащиеся ТО (p<0.01, критерий Манна-Уитни). Также частота использования заданного знания у учащихся ТО значимо меньше для задач с ловушками, тогда как такого различия между стандартными и провокационными задачами у учащихся РО не наблюдается. Обнаружено, что ОЗЗ значимо и положительно коррелирует с логическими умениями, умениями запоминать и академической успеваемостью по математике и русскому языку. В качестве дополнения было проведено наблюдение на уроках в исследуемых классах, которое показало, что уроки по основным предметам (русский язык, математика) ведутся в соответствии с принципами, декларируемыми системой обучения. Были также выделены теоретические основания и обоснована необходимость дальнейшего исследования ориентировки на заданное знание исходя из анализа критики положений теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.
2 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Ориентировка на заданное знание как показатель умения учиться у школьников. 2 Этап
Результаты этапа: 1. Учащиеся 5-х классов, принявшие участие в исследовании год назад, по результатам диагностики, не демонстрируют улучшение качества ориентировки на заданное знание и положительную динамику в умении выделять главное в тексте. 2. Учащиеся 7-х классов демонстрируют такой же уровень умения опираться на заданное знание при решении задач, как и учащиеся 4-х классов (различия между семиклассниками и более младшими классами касаются лишь нового параметра - умения выделять адекватное действие (выбор задач, для которых заданное определение считается подходящим), по качеству опоры на заданное знание различий не обнаружено. 3. По данным нашего исследования качество работы с текстом у учащихся 7 классов (умение выделять главное в тексте и умение структурировать текст) находится на том же уровне, что у учащихся 4-6 классов (для диагностики умения выделять главное использовалась та же методика, что и год назад "Выбор главных предложений", для оценки умения структурировать использовалась задание "Разбей текст на части и озаглавь каждую часть").
3 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Ориентировка на заданное знание как показатель умения учиться у школьников. 3 Этап
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".