![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Советское наследие или «советское в культуре» понимается как социокультурный комплекс, включающий в себя весь спектр политико-экономических и социокультурных явлений связанных с периодом существования СССР. Советская культура, советское воспитание, советские ценности, «ностальгия» по советскому – неотъемлемые элементы общественного сознания граждан России, а также жителей бывших республик СССР. Это сознание не уходит в прошлое, а активно проявляется в общественных движениях, бизнес-проектах, литературе и кинематографии. На исследования «советского» продолжают влиять три установки, сформировавшиеся в условиях «холодной войны», и делающие невозможными объективное изучение темы. Во-первых, в исследованиях «советское» выступает как нечто единое, не имеющее географических, социальных, экономических и других вариаций. Во-вторых, исследования ведутся преимущественно через исследования выдающихся произведений искусства или специфических советских артефактов: фильмов С. Эйзенштейна, произведений А. Дейнеки, предметов, подаренных руководителям советского государства и подобного. В-третьих, исследования «советского» в рамках социокультурной антропологии ориентированы именно на прошлое. Исследование «советского» в современной российской культуре чрезвычайно важно по нескольким причинам. Во-первых, «советское» является неотъемлемой частью современной культуры России. Детальное исследование «советского» (не только в рамках данного проекта, но и более широко) станет важным шагом на пути к исследованию основ современной российской идентичности и характерных особенностей российской культуры. Во-вторых, преимущественный интерес к советскому в западной, и в значительной степени американской антропологической традиции, а также реэкспорт этой традиции в российскую социокультурную антропологию и этнографию ведет к провинциализации отечественной науки. Необходимо выработать собственное видение «советского в культуре» (советского наследия).
“The S/soviet” is socio-cultural complex of discourses and practices that encompasses a range of political, economic, and socio-cultural phenomena characteristic of the historical period that was marked by the existence of USSR. “Soviet” culture, “soviet” upbringing, “soviet” values, nostalgia about all things “soviet” are common elements of personal and collective contemporary imaginaries both in Russia and in the former Soviet Socialist Republics. These elements do not fade into the past but, on the contrary, are increasingly utilised in various social and cultural fields and spheres, from social movements and business projects to literature and cinema. But the explorations of “the S/soviet” continue to be informed by three paradigms that were shaped under the influence of the Cold War geopolitical reality of isolation, and that continue to render any impartial studies of the “soviet” few and far between. The first paradigm represents the “soviet” as something monolith and having no geographic, social, economic and other types of variability. The second is the common culturalist bias that delegates the study of the “soviet” to the examination of the exemplary pieces of art, or specific soviet artefacts: Eisenstein films, Platonov novels, Deyneka paintings, the gifts “from the people” to the Soviet leaders, etc. Third, the studies of “the S/soviet” are often understood as “historical”, related to “memory”, and therefore framed in relation to the past (or, at best, as “past-in-the-present”). The understanding that the “soviet” may be perceived by people as, for instance, a part of the ideal, utopian, or apocalyptic scenarios, are precluded by such formulations. We see the study of “the S/soviet” as particularly important for several reasons. First, “the soviet” is a common, widespread, and deeply rooted part of the contemporary Russian culture. Examining the details of “the S/soviet” (as a part of this particular project, but also in other, wider frameworks) will be an important development in the studies of contemporary Russian identity and culture. Second, “the S/soviet” as an object of study, at present, is mostly defined by the approaches developed by western anthropologists, and only subsequently and scarcely re-imported into the Russian anthropology and ethnography. This leads to provincializing of Russian anthropology and ethnography. It is imperative to start developing a local anthropological perspective on “the S/soviet” in Russian culture.
1. накопление фактического материала (как полевого, так и музейно-архивного) по обозначенным выше темам; 2. Систематизация и теоретическое осмысление материалов. Планируется издание части материалов в виде научно-популярных статей в газетах «Московский университет», журнале «Этномир», «Родина», возможно других; 3. Проведение круглых столов «Советское в современной культуре города и деревни» на базе исторического факультета МГУ с привлечение ведущих отечественных и зарубежных специалистов (К. Хамфри, Н. Ссорин-Чайков, А. Венцель и др.) 3. Введение материалов в научный оборот, подготовка серии публикаций на русском и английском языках (подробнее об этом в следующем разделе); 4. Частичное размещение результатов исследования на сайте этнографического онлайн-архива «www.ethnoarchive.ru».
А.В. Туторским разработан опросный лист для изучения советского наследие в современной деревенской жизни Русского Севера. В 2006-2015 гг. проводились интервью в различных районах Вологодской и Архангельской областей, которые косвенно затрагивали тему «Советское наследие в культуре» (в т.ч. принятие решений на колхозных собраниях, организация полевых работ в колхозе, традиционные праздники в 1930-е – 1960-е годы). М.Н. Архиповой в 2007-2013 гг. проводились опросы в деревнях, ПГТ и городах Архангельской и Вологодской областей, а также в Центральном промышленном регионе России. Опросы проводились как среди пожилого населения, так и среди поколения, рождённого в годы "перестройки" и среди современной молодёжи (школьников и студентов). Часто поднимались вопросы различий между "советским" и "постперестроечным" в вопросах воспитания детей, моральных ценностей людей разных политических эпох, их мироощущения и восприятия себя и действительности. Д.Д. Петров в составе коллектива Севернорусской этнографической экспедиции МГУ участвовал в проведении интервью в 2010-2014 гг. в Архангельской и Вологодской областях, которые затрагивали тему советского наследия в культуре и отношения современных сельских жителей Русского Севера к советской эпохе.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 25 марта 2016 г.-26 декабря 2016 г. | Разное "советское": советское наследие в культуре деревни, ПГТ и областного центра Русского Севера |
Результаты этапа: | ||
2 | 24 апреля 2017 г.-22 декабря 2017 г. | Разное "советское": советское наследие в культуре деревни, ПГТ и областного центра Русского Севера |
Результаты этапа: | ||
3 | 23 апреля 2018 г.-28 декабря 2018 г. | Разное "советское": советское наследие в культуре деревни, ПГТ и областного центра Русского Севера |
Результаты этапа: 1) В ходе проекта проведено три экспедиции в село Вожгора (2016 год), в ПГТ Октябрьский (2017 год) и города Архангельск и Северодвинск (2018 год). Материалы поездок в виде аудиофайлов и полевых дневников находятся в личных архивах исследователей. 2) 28 ноября проведен круглый стол "Этнография колхозов и не только" на базе Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В круглом столе приняли участие сотрудники цюрихского проекта "Late Soviet Village", АНО "Пропповский центр" (Санкт-Петербург), кафедры этнографии и антропологии Института истории и литературы Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудники Центра социальной антропологии РГГУ, Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. 3) Были опубликованы статьи, в которых раскрыты основные результаты полевых работ по проекту. Архипова М. Н. Феномен ностальгии на примере жителей Устьянского района Архангельской области // Исторические Исследования. Журнал Исторического факультета МГУ. — 2018. — № 11. — С. 122–131; Архипова М. Н. Трансформация традиционной культуры в xx в. через призму использования примет // Клио. — 2018. — № 7. — С. 144–153; Архипова М. Н. Приезжие на русском Севере // Человеческий капитал. — 2018. — № 1. — С. 20–36. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".