ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Цель исследований по данной теме НИР - генерация новых знаний о процессах глобального развития и международного экономического сотрудничества в условиях технологических вызовов генерация, в том числе - о международном экономическом взаимодействии в первом двадцатилетии XXI в., отличающемся цифровизацией, замедлением роста мировой экономики и обострением геополитических противоречий.
Globalization is a pattern of development of modern civilization. All countries of the world are faced with the task of finding optimal forms of participation in the processes of globalization and further integration into the world economy at the current stage of digitalization. This follows from the logic of the development of the world economy. The complex system of interrelations between various subjects of international relations determines the high relevance of the study of processes that have a strong impact on the world community.Globalization is a pattern of development of modern civilization. All countries of the world are faced with the task of finding optimal forms of participation in the processes of globalization and further integration into the world economy at the current stage of digitalization. This follows from the logic of the development of the world economy. The complex system of interrelations between various subjects of international relations determines the high relevance of the study of processes that have a strong impact on the world community. In the context of the deepening processes of global development and the aggravation of technological challenges, international economic cooperation turns out to be an important component of the development strategies and diplomacy of countries and regions, making it possible to more effectively solve both scientific tasks and a number of practical problems. These problems include: sharing resources and access to valuable scientific and technical assets; strengthening existing political-economic and public-private partnerships and the formation of new international projects, programs and partnerships; ensuring access to a global pool of talents and competencies that contributes to the implementation of national development strategies; creating opportunities to resolve the so-called "big" or global challenges, the most acute socio-economic problems - from climate change to poverty and the risks of global pandemics; developing existing and creating new forms and directions of international economic cooperation - from multilateral programs in the field of research, technology and innovation to economic diplomacy. The relevance of the given research issues for Russia is due, among other things, to the objective need to overcome external constraints associated with economic sanctions of Western countries.
В соответствии с целью НИР планируется получить научные результаты по следующим направлениям: (1) идентификация новых черт процесса глобализации, сформировавшихся под влиянием массового внедрения цифровых технологий и основанных на новых бизнес-моделях; (2) анализ влияния процессов цифровизации экономики на развитие международного бизнеса и международных экономических связей; (3) выявление современных потребностей и тенденций в регулировании глобальных экономических процессов, обусловленных усилением экономической и социальной роли цифровых технологий и новых технологических вызовов; (4) определение лучших практик позиционирования стран и регионов в мировой экономике с учетом факторов конкурентоспособности, обусловленных процессами цифровизации хозяйственной деятельности и новых технологических вызовов; (5) идентификация экономических и технологических факторов и трендов, обусловивших усложнение и рост комплексности и масштабов научных задач, требующих объединения ресурсов, активов, талантов, а также существенно повысивших интенсивность и отдачу международного экономического сотрудничества; (6) выявление значения университетов и центров превосходства (научных и образовательных организаций, обладающих научно-техническими компетенциями мирового уровня) как наиболее активных субъектов международного экономического сотрудничества.
Данное исследование является комплексным продолжением проводимых ранее на факультете разработок по тематике мировой экономики. Разработка указанной темы позволит получить результаты, которые могут служить теоретической базой для разработки государственных программ экономического развития, дальнейших научных исследований по выбранному направлению, разработки учебно-методических комплексов дисциплин, связанных с мировой экономикой. На данный момент исполнители НИР уже занимаются вопросами специфики процессов глобализации в условиях развития цифровых технологий и оценки влияния технологических изменений на национальные хозяйства и региональные интеграционные объединения. Также по результатам проводимых ранее разработок сделан ряд рекомендаций для государственного управления в условиях глобализации.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов |
Результаты этапа: Полученные в 2020 г. результаты исследований по теме «Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов» могут служить теоретической и аналитической базой для совершенствования государственных программ экономического развития, а также для разработки учебно-методических комплексов дисциплин, связанных с проблематикой мировой экономики. Рекомендации. По итогам исследований положительного зарубежного опыта в сфере заданной тематики, проведенных в 2020 г., сформулированы следующие рекомендации по повышению эффективности отечественной политики технологического развития. 1) С учетом того, что отставание регуляторной практики даже ведущих стран мира от вызовов, связанных с цифровизацией экономики становится важной причиной подрыва страновой конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, необходима радикальная активизация развития нормативной базы развития цифровой экономики в Российской Федерации и на уровне Евразийского экономического союза. Приоритетными направлениями на ближайшие годы является регулирование электронной коммерции и налогообложение цифровых компаний. 2) Для Российской Федерации и Евразийского экономического союза важным источником адаптации передовых регуляторных норм в сфере поддержки развития цифровых технологий может служить опыт стран Северной Европы. В рамках НИР сформулированы детальные рекомендации по соответствующей проблематике. 3) Цифровизация финансового сектора (развитие финтех-технологий) является важным трендом, активно освещаемым в аналитической литературе, но нуждающимся в более глубоком теоретическом осмыслении и разработке на его основе практических рекомендаций для бизнес-субъектов и органов государственной власти. Регуляторные инициативы, основанные на «популярности» данной тематики и чрезмерно оптимистических ожиданиях от развития финтех-технологий может вести к серьезным ошибкам – как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации. С учетом этого сформулированы основы комплексного подход к регулированию сектора финтех-технологий, позволяющие максимально полно воспользоваться его преимуществами при одновременной минимизации рисков, связанных с возникновением новых типов финансовых инструментов и международных финансовых операций | ||
2 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов |
Результаты этапа: В мировой экономике вместе с цифровизацией всех хозяйственных процессов происходит цифровая трансформация денежного обращения. Данный процесс затрагивает как обращение фиатных денег, так и частных цифровых активов, де-факто выполняющих, пусть и не идеально, денежные функции – криптовалют, стейблкоинов, токенов фиатных денег, созданных частными субъектами и являющихся обязательствами последних. Целью статьи является выявление направлений цифровизации официальных фиатных денег, обоснование возможных последствий и рисков для мировой экономики и отдельных стран, связанных с этим процессом. Используется эмпирический анализ мер, предпринимаемых в данной области Банком России и центральными банками зарубежных стран. Одно из новых явлений в мировой экономике – это стремление монетарных властей во многих странах разработать концепцию и приступить к внедрению в обращение цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ). Следует осознавать, что цифровизация фиатных денег не ограничивается только лишь реализацией проектов по выпуску ЦВЦБ. С появлением в XX в. компьютеров и началом их использования в банковской деятельности фиатные деньги обретали цифровую форму, не имея цифрового содержания, будучи кредитными деньгами. В цифровой форме осуществляется безналичное обращение фиатных денег, поскольку записи на счетах в базах данных банков и иных финансовых учреждений давно и повсеместно оцифрованы. В 2020–2021 гг. появилась разделяемое некоторыми экономистами предложение центральным банкам провести официальную токенизацию безналичных фиатных денежных средств. Вопрос возможной официальной и всеобщей токенизации безналичных фиатных денег требует очень серьезного обсуждения, поскольку пока не в полной мере понятны экономические последствия и риски данной меры, а также её социальная приемлемость для населения. Цифровую форму имеют средства на электронных кошельках платежных систем, администрируемых частными операторами. Такие средства представляют собой обязательства операторов данных кошельков (но не центральных банков) и выражены в фиатных деньгах. Проанализируем наиболее актуальное на сегодняшний день направление цифровизации фиатных денег – проектирование, а в некоторых странах – и тестирование их новой формы – цифровых валют центральных банков. С мая 2020 г. в КНР приступили к практическому тестированию цифрового юаня (DC/EP). В настоящее время проходит реализация пилотных проектов и тестирование ЦВЦБ в Швеции и Южной Корее, отдельные тестовые сделки проведены и в других странах, например, во Франции с цифровым евро. Малоизвестный факт: в конце 2014 г. стартовал проект подобной цифровой валюты в Эквадоре. Но для населения и юридических лиц страны доллары США оказались валютой «лучшего качества», чем обязательства в цифровой форме своего Центрального банка. Цифровые деньги в Эквадоре оказались невостребованными и проект был свернут. В октябре 2020 г. Банк России объявил о разработке концепции выпуска цифрового рубля. После оценки возможностей и перспектив введения цифрового рубля должна стартовать разработка его технологической платформы и реализация пилотного проекта выпуска. В качестве цифровых валют официальные фиатные деньги обретают не только цифровую форму, но и цифровую природу (содержание), поскольку создаются в виде уникального кода в специальных электронных кошельках, являются изначально цифровым активом, но сохраняя при этом свою характеристику в качестве обязательства центрального банка. Само появление в последние годы идеи ЦВЦБ представляет собой ответ на вызов, связанный с возникновением частных финансовых активов, де-факто выполняющих денежные функции – криптовалют. При этом криптовалюты свободны от государственного контроля, зачастую обслуживают нелегальные операции в мировой экономике. Какие последствия и риски для мировой экономики несет появление в ближайшем будущем ЦВЦБ? Должна быть решена задача приспособления к функционированию цифровых фиатных валют трансмиссионного механизма монетарной политики. Эмиссия цифровых фиатных валют, очевидно, будет связана с издержками осуществления криптографических процедур для создания и защиты от недобросовестного доступа уникального цифрового кода и поддержания инфраструктуры платежных операций. ЦВЦБ, в отличие от безналичных фиатных денег, не участвует в мультипликации денег банковской системой. Эксперты указывают на опасности для банковской системы от сокращения депозитов, формируемых в безналичной форме. Это повлияет на структуру балансов и ликвидность банков, окажет повышательное давление на ставки по кредитам и депозитам. Возможно воздействие на показатели деловой активности и сбережений. Для ЦБ в период адаптации усложнится оперирование процентным каналом трансмиссионного механизма. Коммерческие банки могут лишиться части поступлений от оплаты платежных услуг. Использование цифровой валюты может привести к структурной дезинтермедиации банковского сектора и потенциально снизить предоставление банковских кредитов. К вероятным последствиям введения в оборот ЦВЦБ следует добавить и некоторое ограничение возможностей центральных банков выступать «кредитором последней инстанции», – в силу более высоких издержек эмиссии цифровых денег, чем безналичных. В коммерческих банках повышается значимость риска ликвидности и управления им, для центрального банка – роль микро- и макропруденциального надзора. В то же время с ЦВЦБ связаны и возможности повышения эффективности денежного обращения и экономики в целом. Цифровые фиатные деньги совместят в себе преимущества наличных и безналичных. Вероятно снижение стоимости и повышение удобства платежных транзакций. Открываются возможности для развития финансовых услуг и инструментов, соответствующих потребностям новой цифровой экономики. Расчеты между контрагентами в ЦВЦБ хорошо сочетаются со смарт–контрактами в торговых и финансовых сделках. Расширятся возможности контроля целевого расходования бюджетных средств, контроля за соблюдением «антиотмывочного» и налогового законодательства. В России ЦВЦБ становится жизненно необходимой в условиях нарастания геополитической напряженности и попыток ограничения доступа к общемировой финансовой инфраструктуре. Введение санкций против плательщика или его банка, отключение страны полностью от системы SWIFT блокирует привычные механизмы трансграничных платежей, вынуждая искать более затратные альтернативы. Оплата по внешнеэкономическим контрактам в ЦВЦБ с использованием инфраструктуры, неподконтрольной санционерам, – одна из возможностей противодействия ограничениям. Для России перспективной представляется интеграция инфраструктуры цифрового рубля с инфраструктурой ЦВЦБ дружественных государств – для облегчения трансграничного использования новой формы денег. На сегодняшний день в процессе цифровой трансформации денежного обращения и выпуска ЦВЦБ еще много неясных вопросов, требующих дальнейших исследований. В этой связи не удивляет осторожная оценка перспектив ЦВЦБ официальными организациями в ряде стран мира. | ||
3 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов |
Результаты этапа: | ||
5 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов |
Результаты этапа: | ||
6 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. | Процессы глобального развития и международное экономическое сотрудничество в условиях технологических вызовов |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".