ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Технологии виртуальной реальности получают все более широкое распространение в различных областях жизнедеятельности человека. Однако развитие данных технологий обнаружило различную степень эффективности взаимодействия с ними у разных пользователей. Возникли и активно обсуждаются такие понятия как «эффект присутствия» - степень, в которой виртуальная среда переживается пользователем как реальная; эффекты, вызванные устройствами виртуальной реальности – иллюзорное переживание перемещения собственного физически неподвижного тела в пространстве при наблюдении движущейся виртуальной среды, комплекс дискомфортных симптомов под названием «симуляторное расстройство» (тошнота, головокружение, потеря ориентации в пространстве). Психологические, психофизиологические и физиологические механизмы данных феноменов являются актуальными предметами изучения психологии и нейронауки. Одним из ключевых аспектов данной проблематики является восприятие пользователем своего местоположения как в виртуальном мире, так и в физическом пространстве при использовании систем виртуальной реальности. Однако работа совокупности механизмов, обеспечивающих процессы пространственного восприятия в виртуальной реальности, зависит от многих факторов. В частности, важными являются индивидуальные различия в особенностях развитии когнитивной сферы – пространственных способностях человека. Отдельные компоненты пространственных способностей (пространственная визуализация, пространственная ориентация, пространственные отношения) играют важную роль в успешности человека определять положение и ориентацию и собственного тела в пространстве (Lohman, 1979; Hegarty, Waller, 2004). В этом отношении можно предположить, что уровень развития пространственных способностей может выступать как предиктор успешности взаимодействия с виртуальной средой, так как при погружении в виртуальную реальность одной из основных задач является установление пространственных отношений с виртуальным миром. Поэтому целью данного проекта является изучение влияния уровня развития пространственных способностей на эффективность взаимодействия с виртуальной реальностью. Для достижения этой цели будут проведены комплексные исследования, включающие в себя детальную оценку развития пространственных способностей испытуемых с помощью стандартизированных диагностических методик; объективную регистрацию выраженности эффекта присутствия в виртуальных средах, объективную оценку выраженности иллюзии движения собственного тела как показателя уровня дискомфорта от взаимодействия с виртуальной средой с использованием параметров глазодвигательной активности человека. Такой подход позволит системно и детально проанализировать взаимосвязь между пространственными способностями и эффективность взаимодействия с системами виртуальной реальности. Что в конечном итоге позволит сформулировать как требования к самим устройствам и средам виртуальной реальности, так и начать создание инновационных компьютеризированных методик с использованием контента из области виртуальной и дополненной реальности для оценки уровня развития пространственных способностей. По итогам проекта планируется сделать 4 публикации в изданиях, индексируемых базами Web of Science и Scopus.
The virtual reality technologies are becoming more widespread in various fields of human activity. However, the development of these technologies revealed different degree of efficiency of interaction with them among different users. Such notions as the “presence effect” have emerged and are being actively discussed - the degree to which the virtual environment is experienced by the user as real; effects caused by virtual reality devices - the illusory experience of moving one's own physically stationary body in space while observing a moving virtual environment, a complex of uncomfortable symptoms called “simulator disorder” (nausea, dizziness, loss of orientation in space).Such notions as the “presence effect” have emerged and are being actively discussed - the degree to which the virtual environment is experienced by the user as real; effects caused by virtual reality devices - the illusory experience of moving one's own physically stationary body in space while observing a moving virtual environment, a complex of uncomfortable symptoms called “simulator disorder” (nausea, dizziness, loss of orientation in space). The modern study of these phenomen are psychological, psychophysiological and physiological mechanisms for neuroscence. One of the keys aspect is the user's perception of his location in the virtual world and in the physical space when using virtual reality systems. However, the work of a set of mechanisms that ensure the processes of spatial perception in virtual reality depends on many factors. Individual components of spatial abilities (spatial visualization, spatial orientation, spatial relationships) play very important role in the success of a person in determining the position and orientation of his own body in space (Lohman, 1979; Hegarty, Waller, 2004). In this regard, it can be supposed that the level of development of spatial abilities can act as a predictor of successful interaction with the virtual environment, since when immersed in virtual reality one of the main tasks is to establish spatial connection with the virtual world. Thus, the aim of this project is to study the influence of the level of development of spatial abilities on the effectiveness of interaction with virtual reality. To achieve this aim, comprehensive studies will be conducted, including a detailed assessment of the development of spatial abilities of the subjects using standardized diagnostic techniques; objective recording of the severity of the presence effect in virtual environments; objective assessment of the severity of the illusion of movement of one’s own body as an indicator of the level of discomfort from interacting with the virtual environment using parameters of human oculomotor activity. This approach will allow to systemate and detailed analysis of the relationship between spatial abilities and the effectiveness of interaction with virtual reality systems. Finally, it will allow to formulate both the requirements for the devices and virtual reality environments, and to start creating innovative computerized techniques using content from the virtual and augmented reality field to assess the level of development of spatial abilities. According to the results of this project we planned to do 4 publications in indexed databases Web of Science and Scopus.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 12 августа 2019 г.-30 июня 2020 г. | Уровень развития пространственных способностей как предиктор успешного взаимодействия с виртуальной реальностью |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 июля 2020 г.-31 декабря 2021 г. | Уровень развития пространственных способностей как предиктор успешного взаимодействия с виртуальной реальностью |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2022 г.-30 июня 2022 г. | Уровень развития пространственных способностей как предиктор успешного взаимодействия с виртуальной реальностью |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".