Психология языка и этнокультурной идентичностиНИР

Psychology of language and ethno-cultural identity

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Психолого-педагогические закономерности становления иноязычной коммуникативной компетенции в системе профессиональной подготовки
Результаты этапа:
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа:
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа: В рамках работы по теме НИР коллективом авторов разрабатывались несколько направлений и опубликованы соответствующие материалы: 1. Проведены дополнительные серий кросс-культурного эмпирического исследования, выявляющего стратегии поиска целевой информациисреди информационного шума в зависимости от языкового опыта. Выявлены специфические характеристики движений глаз и движения курсора мыши при решении подобных задач (Рабесон М.Д., Измалкова А.И., Раевский А.Е.). Продолжена обработка всего объема получаемых данных и построение математической модели влияния разных аспектов сенсорного опыта на когнитивную обработку вербального и образного материала (Блинников Г.Б., Рабесон М.Д.). Исследованы характеристики перцептивной и двигательной активности (выявляемые через показатели эффективности выполнения, движений глаз, а также через движение курсора «компьютерной мыши») при выполнении серии экологически валидных когнитивных задач на поиск, идентификацию, называние изображений и слов на родном и иностранном языках (Рабесон М.Д.) Продолжена разработка прогностических критериев успешности изучения иностранных языков, уровня овладения иноязычной лексикой, а также рекомендаций по повышению эффективности изучения иностранных языков в том числе, в профессиональном развитии студентов (ДенисоваГ.В.,ЗализнякА.А.,РедькинаЕ.А. Продолжена разработка моделей семантических пространств на материале разных языков( М.Д.Рабесон, Г.Б.Блинников, А.Алиева)
4 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа:
5 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа: За отчетный период (2021 год) научными сотрудниками кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков проведена работа по следующим проблематикам: 1. Теоретические исследования этнокультурной идентичности. Данная проблематика подразумевает (1) изучение моделей выражения этнокультурной идентичности в художественном дискурсе, (2) анализ концепта «культурный код» в контексте формирования этнокультурной идентичности, (3) изучение отражения идентичности при интерпретации текстов. 2. Исследования формирования языковой личности и языковой картины мира. В рамках данного исследования были разработаны две темы: (1) разработка модели поликультурной языковой личности, (2) методология разработки сопоставительных моделей при анализе языковой картины мира. 3. Кросс-культурные и сопоставительные исследования семантических полей и когнитивных систем, включившие (1) описание модели семантических изменений, (2) разработка многоязычных терминологических глоссариев, (3) разработку темы номинации сенсорных качеств, (4) исследования когнитивно-аффективной сферы. 4. Исследования особенностей современного медиа-дискурса нашли отражение в работах по (1) исследованию представленности категории «космос», (2) исследованию представленности категории «конфликт» и (3) исследованию репрезентации успешности в медийном пространстве. 5. Исследование когнитивных стратегий при выполнении вербальных задач включает цикл работ по (1) изучению влияния культурных детерминант, (2) выявлению когнитивных стратегий, (3) культурно-специфических паттернов зрительного сканирования, (4) окуломоторных параметров, связанных с успешностью решения задачи, (5) паттернов сканирования зрительного поля при поиске вербальных стимулов. 6. Исследование психологических и педагогических особенностей преподавания профессионально ориентированного иностранного языка студентам - психологам. Данный научный проект включает в себя разработку основных задач: (1) формирование межкультурной профессионально-коммуникативной компетентности психолога и профессионального сознания в процессе овладения иностранным языком, обоснование роли изучения иностранного языка в формировании профессиональных компетенций (2). Также разрабатываются принципы и приемы формирования этнокультурной идентичности в образовательном процессе (3). 7. Психологический анализ механизмов функционирования языка и подходов к преподаванию иностранных языков включает разработку (1) модульного подхода к формированию лингвистических компетенций, (2) технологии применения цифрового перевода в практике овладения иностранным языком, (3) модели формирования коммуникативных компетенций в онлайн формате, (4) исследование функциональной вариативности знаков препинания, и (5) стратегий анализа физиологии системных механизмов изучения иностранных языков. 8. Исследование характеристик когнитивной деятельности при решении задач на родном и иностранном языках в связи с переходом на новые образовательные форматы представлено работой по (1) изучению психологических особенностей освоения вербального материала в условиях цифровизации и (2) анализу коупинг-стратегий студентов, изучающих иностранные языки в условиях удаленного и дистанционного образования. Таким образом, в рамках НИР «Психология языка и этнокультурной идентичности» проводится исследование этнокультурной идентичности и языковой картины мира, а также подходов к их анализу (темы 1, 2,) анализ семантических полей и репрезентации текущей ситуации в мире в языке (темы 3, 4), анализ когнитивных, психологических и педагогических особенностей изучения родного и иностранного языка, в том числе, связанные с переходам на новые образовательные форматы (темы 5, 6, 7, 8).
6 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа: За отчетный период (2022 год) научными сотрудниками кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков проведена работа по следующим проблематикам: 1. Исследования этнокультурной идентичности и языковой картины мира как способа ее репрезентации, включающие (1) разработку концепции языковой картины мира как элемента этнокультурной идентичности, (2) изучение специфики восприятия концептов и концептосфер, а также их роли в формировании этнокультурной идентичности, (3) выявление особенностей языковой манифестации этнокультурной идентичности у билингвов. 2. Исследования роли языковой личности в переводческой деятельности нашли отражение в (1) анализе стратегий художественного перевода в контексте лингвокультурной специфики процесса интерпретации, а также в (2) рассмотрении специфики автоперевода как особой формы творчества. Кроме того, (3) рассматриваются проблемы кодификации, классификации и передачи безэквивалентной лексики, а также макро- и микроструктурной организации текста. 3. Исследования семантических полей и трансформации языковой картины мира включают (1) применение цифровых технологий в исследованиях семантических изменений, (2) исследование семантических процессов в COVID-терминологическом поле, (3) исследования семантического поля КОСМОС и его изменений, (4) анализ особенностей репрезентации семантического поля КОНФЛИКТ в медиадискурсе. 4. Исследование влияние лингвокультурного и лингвистического опыта на процессы когнитивной обработки информации включает (1) исследования влияния культуры и лингвистического опыта на когнитивные процессы, (2) исследование роли родного языка и культуры в формировании специфики когнитивной переработки, (3) исследование восприятия и переработка концептуальной и лингвокультурной информации и (4) исследование влияния когнитивных стилей на особенности восприятия и обработки лексической информации. 5. Исследования специфики формирования коммуникативных компетенций в практике преподавания иностранных языков охватывают области исследования (1) подходов к освоению лексики и профессиональной терминологии, (2) роли использования фразеологии как элемента формирования лингвокультурной компетентности (3) формирования навыков восприятия звучащей речи и речепродукции (4) специфики преподавания особенностей пунктуации в тексте на иностранном языке (5) реализации коммуникативной стратегии в печатном дискурсе. 6. Исследования этнокультурного аспекта анализа дискурса и преподавания иностранных языков включают (1) освещение реализации этнокультурного подхода к анализу содержания дискурса и (2) к осуществляемым педагогическим практикам, особенно в области преподавания иностранных языков.
7 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа: За отчетный период (2023 год) сотрудниками кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков проведена работа по следующим проблематикам: 1. Исследования этнокультурной идентичности и способов ее манифестации включающие (1) разработку прикладных аспектов переводческой деятельности в контексте этнокультурной специфики текста, (2) изучение лингвокультурных универсалий как средства сопоставительного анализа лингвокультуры, (3) выявление особенностей манифестации этнокультурной идентичности в художественных образах, включая анализ художественных текстов, кинематографических образов и материалов других видов искусства, (4) исследования манифестации этнокультурной идентичности в представлениях различных лингвокультурных групп. 2. Исследования концептосфер и трансформации семантических полей включают (1) анализ особенностей репрезентации семантического поля КОНФЛИКТ в медиадискурсе, (2) исследования семантического поля КОСМОС и его изменений, (3) исследование семантических процессов в COVID-терминологическом поле. 3. Исследования этнокультурной специфики когнитивных механизмов при обработке вербального и образного материала включает (1) исследования влияния родного языка и культуры на особенности когнитивной обработки материала, (2) исследование роли культуры и лингвистического опыта в эффектах интерференции при работе с материалом иностранного языка, (3) исследование эффектов влияния этнокультурной идентичности на когнитивные аспекты обработки образного материала. 4. Исследования современных тенденций развития образования в контексте межкультурной коммуникации охватывают области исследования (1) межкультурного взаимодействия в сфере образования и (2) формирования поликультурной личности в практике преподавания иностранных языков.
8 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа:
9 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа:
10 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Психология языка и этнокультурной идентичности
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".