![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Центральной проблемой исследования является проблема коллективной памяти как особого эпистемологического,культурно-исторического и политического феномена и определение роли коллективной памяти в выработке стратегий культурной безопасности. Проблема памяти (индивидуальной и коллективной) с эпистемологической точки зрения и в широком плане специально не исследовалась в отечественной научной литературе. Между тем, сегодня эта проблематика интенсивно изучается в мировой литературе по эпистемологии, философии сознания и в когнитивной науке. Что касается проблемы коллективной памяти, то по поводу этого понятия среди исследователей до сих пор существуют противоречивые мнения.Тем не менее, эти темы становятся в последнее время очень популярными, возникает отдельное направление memory studies. Это связано, в частности, с новыми формами взаимодействия индивидуальной и коллективной памяти в связи с развитием современных информационных технологий, новыми формами коллективно-распределённой памяти, в связи с обострением отношений между стереотипами коллективной памяти и результатами научного исследования истории. Актуальность проекта определяется тем, что на рубеже XX-XXI вв. тема памяти превратилась из классических философских тем, всегда в той или иной мере привлекавших внимание исследователей, в тему чрезвычайно острую, связанную с новейшими эпистемологическими проблемами гуманитарного знания и, кроме того, активно эксплуатируемую современными политиками и вовлеченную в идеологические контроверзы. Историки, психологи, философы констатируют, что память – в ущерб истории – заполнила собой все пространство отношений человека к своему прошлому, более того, она встала над историей в качестве главного способа управления прошлым. Более того, современные дискуссии вокруг дилеммы память/история показывают, что множественная фрагментированная память сегодня выходит за рамки «территории истории», превращается в орудие социальной связи, конституирования идентичности. Но вместе с тем она может быть вписана в интерпретативную перспективу, открытую будущему, стать предметом коллективного освоения, а не просто элементом музеографии, оторванной от настоящего. Для нормально функционирующего общества проблема состоит не в том, чтобы развести историю и память, тщательно очертив их сферы, а в том, чтобы разрешить вопрос, каким образом можно связать историю, память и забвение. Особенности современного общества с присущим ему особым режимом историчности требуют от истории новой степени ответственности: сохраняя свои критические функции, она борется против несправедливости, разоблачает преступления прошлого и участвует в примирении сообщества. Иными словами, она оказывается вовлеченной в совершенно новые отношения с памятью и забвением. И характер этих отношений таков, что они требуют отказа от ставшей до некоторой степени классической антиномии истории и памяти, в соответствии с которой история стремится к объективности и верификации своих источников, а память сражается за верность традиции. В связи с вышесказанным необходимой становится концептуализация феномена коллективной памяти. Важным является продемонстрировать не только междисциплинарный характер данного понятия и представить его как многоуровневое, но и обосновать продуктивность его использования в целом ряде социальных и гуманитарных наук при описании сложных социокультурных феноменов и при описании взаимодействия индивидов и социума. В рамках проекта предполагается рассмотреть два тематических блока исследований памяти: а) эпистемологический, который будет посвящен современным философским, психологическим и когнитивно-научным подходам к феноменам индивидуальной и коллективной памяти, а также вопросам методологии исторического познания. В рамках этого блока будет сделана опора на оригинальные отечественные исследования, связанные с философским и психологическим пониманием коллективной памяти (работы Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, Б.С. Грязнова, М.А. Розова, В.С. Швырева, В.А. Лекторского), показана их конкурентоспособность по сравнению с современными западными подходами; б) политический и культурный, в рамках которого будет сделан акцент на исследованиях трансформаций коллективной памяти в эпохи социальных разломов (революций, гражданских войн, глобальных катастроф и т.п.) на примере анализа изменений коллективной памяти (вплоть до социально-политических травм) в процессе системной дезинтеграции СССР: от слома советского строя до становления постсоветского общества в России и бывших республиках СССР (в качестве case study будет взят центральноазиатский вектор). Актуальность решения предлагаемых в проекте проблем связана в первую очередь с принципиально важной ролью, которую играет коллективная память в социальных отношениях на разных уровнях – становления индивида как самостоятельной личности, отношениях между индивидами, различными социальными группами, отношениях общества и государства. Понимание механизмов функционирования коллективной памяти может стать ключевым элементом в развитии стратегии культурной безопасности, что является одним из приоритетов личностного и общественного развития. Одновременно с этим крайне актуальным представляется изучение трансформаций коллективной памяти, происходящих в эпохи социальных потрясений – подобные исследования способны сформировать более глубокое понимание законов подобных трансформаций, которое бы позволило не только более успешно справляться с возможными последствиями потрясений и конфликтов, но и предупреждать их возникновение.
The central problem of the proposed research is the problem of collective memory as a special epistemological, cultural,historical and political phenomenon and the definition of the role of collective memory in the elaboration of the strategy of cultural safety. The problem of memory (individual and collective) from the epistemological point of view and in the broader sense has not been specifically researched in Russian scientific literature. At the same time this subject is intensively researched in the world scientific literature on epistemology, philosophy of consciousness and in cognitive science. Concerning collective memory, the researchers still hold opposing opinions. However, these topics have become very popular in the last years, a special research direction of memory studies has been formed. It is connected especially with new forms of the interactions between individual and collective memory in relation to the development of the modern information technologies, new forms of collective distributed memory, in connection to the aggravation of the relations between the stereotypes of collective memory and the results of scientific historical research. The proposed research project is devoted to one of the topical subjects: at the turn of 20th and 21st centuries the subject of memory has transformed from one of the classical philosophical subjects that has always more or less interested the researchers into very acute subject that relates to the up-to-date epistemological problems of the knowledge in humanities. This subject is also very actively exploited by present politicians and is deeply involved in ideological controversies. Historians, politicians, philosophers all state that memory – at the expense of history – has filled with itself all the space of human’s relation to his past, even more – it has risen above history as the main instrument of managing the past. The present discussions around the dilemma memory/history show that multiple fragmented memory now crosses the boundaries of the “territory of history” and becomes a tool of social relation, of the construction of identity. But at the same time, it can be written into interpretative perspective that is open for the future, it can be an object of collective possession, not just an element of museography that is torn apart from the present. For society that is functioning normally the main problem is not the distinction between history and memory where we clearly define the sphere of each, but the problem is how can we bind together history, memory and oblivion. The specifics of the present society with its immanent regime of historicity ask from history the new degree of responsibility: keeping its criticism functions, it fights against injustice, unveils the crimes of the past and takes part in reconciliation of the society. In other words, it becomes involved in the totally new relations with memory and oblivion. And the character of these relations is such that they ask for the denial of the antinomy that has become nearly classical – the antinomy of history and memory. According to this antinomy the history strives for objectivity and verification of its sources and memory fights for the faithfulness to the tradition. Thus, the conceptualization of the collective memory becomes important. In the present scientific research, we can find opposing positions concerning collective memory, up to those that deny the existence of such phenomenon. It is important not only to demonstrate the interdisciplinary character of this concept and to show it as a multi-layer one, but also to substantiate the productivity of its implication in several social sciences and humanities when we deal with complex sociocultural phenomena and when we describe the interactions between individuals and society. The research project plans to deal with two main thematic units: a) epistemology unit: it will be dedicated to the present philosophical, psychological and cognitive approaches to the phenomenon of individual and collective memory and also to the questions of the methodology of historical cognition. This unit will base itself upon original works by Russian and Soviet philosophers and psychologist providing original insight into the problems of collective memory (L.S.Vygotksy, E.V.Ilyenkov, B.S.Gryaznov, M.A.Rozov, V.S.Shvyrev, V.A.Lektorsky). The competitiveness of these approaches in comparison with existing Western approaches will be shown; b) political and cultural unit: the main attention within this unit will be directed towards the problems of the transformation of the collective memory in the age of social commotions (revolutions, civil wars, global catastrophes, etc.) on the example of the analysis of the collective memory transformation (up to the situation when it becomes a social and political trauma) in the process of system disintegration of USSR: from the fall of the soviet regime to the emergence of the post-soviet society in Russia and former USSR republics (the case study will deal with the Central Asia vector). The topicality of the solution of the describe problems is connected first and foremost with the crucial role that collective memory plays in social relations on different levels – the relations between individuals, between different social groups,between society and the state. The comprehension of the mechanisms of collective memory functioning can become one of the key elements of the cultural safety strategy that is one of the priorities of personal and societal development. At the same time the research on the transformations of collective memory that occurs in the times of social upheavals – this research can form the deeper understanding of the laws of such transformations that could not only help to overcome the consequences of such upheavals and conflicts but could also prevent them.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 апреля 2019 г.-31 декабря 2021 г. | «Проблема коллективной памяти в эпистемологическом и политико-культурном измерениях» |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".