Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)НИР

Scientific methodological support of Russian State Testing system of Russian as a foreign language (TORFL)

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В.Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: В 2016 году по данной исследовательской теме были опубликованы 2 Типовых теста, 1 «Требования по русскому языку», 1 «Лексический минимум», 1 программа и 11 научных статей. Было прочитано 9 докладов на международных конференциях. Завершается работа над Лексическим минимумом 3-го уровня общего владения РКИ. Кафедра осуществляла реализацию международного научно-практического проекта «Сопоставление критериев составления лексических минимумов в российской и зарубежной системах лингводидактического тестирования». Были подготовлены закрытые варианты тестов общего владения РКИ, которые активно используются в рамках российской шестиуровневой системы сертификационного тестирования как в России, так и за рубежом.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: В 2017 году по данной исследовательской теме продолжалась реализация международного научно-практического проекта «Сопоставление критериев составления лексических минимумов в российской и зарубежной системах лингводидактического тестирования». В рамках межуниверситетского сотрудничества были опубликованы 4 учебных пособия, в том числе созданные при участии специалистов МГУ имени М.В.Ломоносова и РУДН «Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение вид на жительство» и «Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение на временное проживание». Обе работы прошли утверждение комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, созданной приказом №1654 Минобрнауки России от 24.12.2014г. Опубликованное в 2017 году учебное пособие «Практика организации и проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ», также утвержденное Комиссией МИНОБРа, было создано при участии тестологов из СПГУ и РУДН и активно используется руководителями и сотрудниками организаций, проводящих интеграционный экзамен, представителями вузов, органов власти, общественных объединений. Четвертое изданное в 2017 году учебное пособие было опубликовано за границей – в Германии (прошло утверждение на заседании РИСО филологического факультета МГУ). Кроме того, в 2017 году по данной теме было опубликовано 3 научно- методические статьи и прочитано 7 докладов на международных конференциях. Прошел утверждение на заседании редакционно-издательского совета филологического факультета «Лексический минимум 3-го уровня общего владения РКИ» - нормативно-методический документ, впервые созданный в рамках Российской государственной системы тестирования, функционирующей с 1999 года. Работа сдана в издательство «Златоуст», публикация планируется в первом полугодии 2018 г. Завершается работа по подготовке к публикации «Лингводидактического описания Элементарного уровня общего владения РКИ» (сдача в издательство планируется в первом полугодии 2018 года). Были подготовлены закрытые варианты тестов общего владения РКИ для использования их в рамках российской шестиуровневой системы сертификационного тестирования как в России, так и за рубежом, а также закрытые варианты тестов «Комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ» (Модуль 1. «Русский язык как иностранный»). Кроме того, было завершено редактирование 4 вариантов Тренировочных тестов к «Комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ».
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: Итоги выполнения этапа 2018 г. В 2018 году были опубликованы: 2 статьи в сборниках (один их них издан за рубежом): 1. Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П. Лексические минимумы в преподавании русского языка как иностранного. В сборнике «Русистика: вчера, сегодня, завтра. Сборник докладов юбилейной международной научной конференции» (Издательство Софийского университета Болгария, София); 2. Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В.,Яценко И.И. Лексический минимум Третьего уровня общего владения РКИ как новая ступень развития Российской государственной системы тестирования. В сборнике «Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ, СПб.: РОПРЯЛ Санкт-Петербург. 1 статья в журнале из списка ВАК: 1. Клобукова Л.П., Должикова А.В. Организационно-нормативные и лингвометодические аспекты сертификации уровня коммуникативной компетенции иностранных абитуриентов вузов РФ. Журнал «Высшее образование сегодня», М., 2018, № 1. 3 книги (учебно-методические пособия): 1. Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Норейко Л.Н., Одинцова И.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение, Златоуст Санкт-Петербург, 2018, 200 с. 2. Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П., Яценко И.И. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение, Златоуст Санкт-Петербург, 2018, 164 с. 3. Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. III сертификационный уровень. Общее владение, Златоуст Санкт-Петербург, 2018, 200 с. Было прочитано 7 докладов (2 из них пленарных, 2 приглашенных) на 6 научно-методических конференциях и конгрессах: 1. Клобукова Л.П. Актуальные вопросы функционирования системы тестирования по русскому языку (системы ТРКИ) (Пленарный). Оценка эффективности функционирования государственного тестирования по русскому языку в Российской Федерации, Москва, ГИРЯП, Россия, 30 мая - 1 июня 2018. 2. Клобукова Л.П. Методическое сопровождение уровня «В1+» в структуре российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (Приглашенный). Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, Россия, РУДН, 7-8 июня 2018. 3. Клобукова Л.П. Специфика создания закрытых тестовых материалов. Типичные ошибки тестологов. (Приглашенный). Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, Россия, РУДН, 7 - 8 июня 2018. 4. Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Лексический минимум Третьего сертификационного уровня общего владения русским языком как иностранным в системе ТРКИ (Пленарный). Преподавание языков в высших учебных заведениях образования на современном этапе. Межпредметные связи, Харьков. Харьковский национальный университет им. В.Н. Казарина, Украина, 7-8 июня 2018 5. Афанасьева И.Н., Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Лексический минимум Третьего уровня общего владения РКИ как новая ступень развития Российской государственной системы тестирования. VI Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», Уфа, Россия, 11-14 октября 2018 6. Клобукова Л.П. О специфике рейтерских таблиц, используемых для оценивания результатов тестирования по говорению на разных уровнях общего владения РКИ. II Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов "Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность", Москва, РУДН и ГИРЯП, Россия, 20-21 сентября 2018. 7. Фокина М.В. К вопросу об оценке результатов субтеста «Говорение» на уровнях ТЭУ, ТБУ и ТРКИ-1. Рожковские чтения (вузовская научно-методическая конференция), Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 28 ноября 2018
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: Всего по данной теме в 2019 году были опубликованы: 9 статей: • cтатья из списка WoS: Клобукова Л.П. The content and the structure of linguodidactic dascription of the elemen-tary level of general proficiency in russian as a foreign (в соавт.) / в сб.: Inted 2019: Proceedings 13th International Technology, Education and Development Conference, 11th -13th of the March 2019 // Spain, Valencia, IATED Academy 2019. • 2 статьи в журналах из списка ВАК: Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. Лингводидактические проблемы описания предлогов на Первом уровне общего владения русским языком как иностранным. Статья 2. Про-грамма и Лексический минимум // «Мир русского слова». 2019 г., № 1. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. Актуальные лингвометодические проблемы совершенствования нормативно-методических документов Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному// «Русский язык за рубежом". 2019, №2. • 6 статей (из них 5 в сборниках и одна – в журнале): Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Яценко И.И. Интернет-коммуникация как база для отбора языковых единиц Лексического минимума Третьего уровня общего владения РКИ. В сб. «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура». Том 1. // Москва, изд. РУДН, 2019. Фокина М.В. Проблема оценки результатов тестирования по русскому языку как ино-странному на уровнях А1-В1 с точки зрения соответствия фонетико-интонационным нор-мам // Тестология: По материалам XLVIII Международной филологической конференции. 18-27 марта 2019г. С.-Петербург. Бук Казань СПб.; Фонд Университет, том 13. 2019. Некрасова Л.Н., Норейко Л.Н. О специфике беседы-интервью как части устного теста Второго сертификационного уровня ТРКИ (ТРКИ II/B2) // Слово, грамматика, речь. Вып. XX. Материалы VII Международной научной конференции "Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного". М.: МАКС Пресс, 2019. Н.П. Андрюшина, И.Н. Афанасьева, Л.В. Красильникова, Л.П. Клобукова, И.И. Яценко Актуальные лингвометодические проблемы совершенствования градуальной серии Лексических минимумов Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному // Русское слово в многоязычном мире: Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ СПб.: МАПРЯЛ, 2019. URL: https://ru.mapryal.org/congresses/xiv-kongress-mapryal/materials Клобукова Л.П. Тексты официально-деловой сферы общения как источник отбора материала для Лексического минимума к «Комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (уровень «иностранный работник») (в соавт.) // Слово. Грамматика. Речь: Материалы VII Международной научной конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного»: Москва, филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 ноября 2019 г. М., МАКС Пресс, 2019. Вып. XХ. Клобукова Л.П. Лингвометодические проблемы отражения типичных ситуаций и форм общения в «Лексических минимумах» к «Комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (в соавт.) //«Русский тест: теория и практика», 2019, №7. • Тезисы одного доклада: Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. Координация нормативно-методических документов, лежащих в основе системы ТРКИ, как лингвометодическая проблема /в сб. «Русский язык: исторические судьбы и современность: VI Международный конгресс исследователей русского языка» (Москва, филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, 20-23 марта 2019 г.): Труды и материалы» // М.: Изд-во Московского университета, 2019. URL: http://ric2019.philol.msu.ru/ Подготовлена программа дисциплины «Уровни владения РКИ и лингводидактическое тестирование» (авт. Л.Н.Норейко) для обеспечения учебного процесса на Отделении дополнительного образования филологического факультета МГУ (публикация программы планируется в 2010 году). В 2019 году по теме ««Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)» было прочитано 10 докладов, включая 2 пленарных, на 9 конференциях (одна - из списка WoS): • Международная конференция (WoS) Клобукова Л.П. The content and the structure of linguodidactic dascription of the elementary level of general proficiency in russian as a foreign (в соавт.) // Inted 2019: Proceedings 13th International Technology, Education and Development Con-ference. Spain, Valencia,11th -13th of the March 2019. • Международные конференции Афанасьева И.Н., Клобукова Л.П. Интернет-коммуникация как база для отбора языковых единиц Лексического минимума Третьего уровня общего владения РКИ (в соавт. с И.Н.Афанасьевой, Л.А.Дунаевой, И.И.Яценко) // III Международная научно-практическая конференция «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура». Москва, РУДН, 25 апреля 2019 г. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. Актуальные лингвометодические проблемы совершенствования нормативно-методических документов Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному // ХХ Кирилло-Мефодиевские чтения Москва, ГИРЯ им. А.С.Пушкина 23 – 25 мая 2019. ПЛЕНАРНЫЙ Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. Координация нормативно-методических документов, лежащих в основе системы ТРКИ, как лингвометодическая проблема // VI Международ- ный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и со-временность». Москва, МГУ имение М.В.Ломоносова, 20 – 23 марта 2019 г. Афанасьева И.Н., Клобукова Л.П. Актуальные лингвометодические проблемы совершенствования градуальной серии Лексических минимумов Российской государственной си-стемы тестирования по русскому языку как иностранному // (в соавт. с Н.П.Андрюшиной, И.Н.Афанасьевой, Л.В.Красильниковой, И.И.Яценко) // ХIV Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в многоязычном мире». Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 3 мая 2019 г. Виноградова Е.Н. Русские предлоги. Математический портрет // ХIV Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в многоязычном мире». Нур-Султан, Казахстан, 29 апреля – 3 мая 2019 г. Клобукова Л.П. Тексты официально-деловой сферы общения как источник отбора материала для Лексического минимума к «Комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательлства Российской Федерации» (уровень «иностранный работник») (в соавт.) // VII Международная конференция «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». М., МГУ, 28 - 30 ноября 2019 г. ПЛЕНАРНЫЙ Фокина М.В. Проблема оценки результатов тестирования по русскому языку как иностранному на уровнях А1-В1 с точки зрения соответствия фонетико-интонационным нор-мам // XLVIII Международная филологическая конференция (секция «Тестология»). 18-27 марта 2019г. Санкт-Петербург. • Российские конференции с международным участием Клобукова Л.П. Лингвометодические проблемы отражения типичных ситуаций и форм общения в «Лексических минимумах» к «Комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (в соавт.). // VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации». Москва, Российский университет дружбы народов. 6 июня 2019 г. Клобукова Л.П. Актуальные вопросы совершенствования проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Механизмы совершенствования проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации при получении иностранными гражданами разрешительных документов в Российской Федерации». Москва, Комитет Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Федерального собрания РФ, 14 марта 2019 г.
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".