1 |
1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. |
Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом |
Результаты этапа: В 2016 году в рамках данного научного направления разрабатывались теоретические основы создания и внедрения в практику преподавания РКИ в России и за рубежом современных образовательных технологий, базирующихся на информационно-коммуникационных средствах. Члены кафедры публиковались в профессиональной научной печати; готовили и читали лекции в системе подготовки и переподготовки кадров; выступали с докладами на конференциях; участвовали в реализации федеральных целевых программ и проектов; вели совместную научную деятельность с российскими и зарубежными партнерами; готовили к защите диссертационные исследования; выступали в качестве рецензентов и оппонентов; проводили экспертизы; привлекались к участию в работе авторитетных комиссий и советов; входили в состав межвузовских рабочих групп; готовили и проводили научно-практические семинары.
Кафедра осуществляла реализацию международного научно-практического проекта «Электронные учебные модули по лексике русского языка. Элементарный, Базовый, Первый сертификационный уровни».
Под руководством Л.А.Дунаевой готовятся пять диссертационных исследований. Подготовлено учебное пособие для очно-дистанционного обучения русскому языку иностранных учащихся экономического профиля (4 части) Опубликованы 1 монография , 2 статьи, сданы в печать 5 статей. Подготовлено и прочитано 6 докладов на международных конференциях.
|
2 |
1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. |
Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом |
Результаты этапа: В 2017 году в рамках данного научного направления была продолжена разработка теоретических основ создания и внедрения в практику преподавания РКИ в России и за рубежом современных образовательных технологий, базирующихся на информационно-коммуникационных средствах.
Участники НИР публиковались в профессиональной научной печати; готовили и читали лекции в системе подготовки и переподготовки кадров; выступали с докладами на конференциях; участвовали в реализации федеральных целевых программ и проектов; вели совместную научную деятельность с российскими и зарубежными партнерами; готовили к защите диссертационные исследования; выступали в качестве рецензентов и оппонентов; проводили экспертизы; привлекались к участию в работе авторитетных комиссий и советов; входили в состав межвузовских рабочих групп; готовили и проводили научно-практические семинары; разрабатывали дистанционные курсы.
По результатам выполнения мероприятий НИР опубликованы 2 монографии, 4 статьи, прочитано 6 докладов на международных конференциях. Под руководством Л.А.Дунаевой готовятся к защите 3 диссертационных исследования.
Разработаны и ведутся на регулярной основе на образовательном портале МГУ имени М.В. Ломоносова «Университет без границ» дистанционные курсы повышения квалификации «Лингводидактическое тестирование: теория и практика», «Методика организации и проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации», «Технологии предметно-языкового интегрированного преподавания в общеобразовательных школах с русским (неродным) языком обучения». В завершающей стадии разработки находится дистанционный курс для говорящих на китайском языке «Русский язык день за днём» (уровни А1 и А2), адресованный учащимся Совместного российско-китайского университета в г. Шэньчжене (КНР). |
3 |
1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. |
Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом |
Результаты этапа: В 2018 году велись исследования лингводидактических возможностей информационно-коммуникационной среды, проводился анализ методов адаптации инофона к реалиям иноязычной языковой действительности – от аутентичного текста до аутентичного средового окружения. В русле данного направления участники НИР выступили с 3 докладами на международных конференциях и опубликовали 6 статей:
в журналах SCOPUS
1. Dunaeva L., Bourina H. Linguo-didactic environment for teaching foreign-speaking commnication in the process of studying French. E-Learning and Digital Media. Volume: 14 issue: 6 pages: 331-340. Article first published online: January 9, 2018; Issue published: November 1, 2017.
2. Dunaeva L., Bourina Н. The specificity of forming the students hypertext competence in the multimedia environment of the foreign language network segment. ICERI 2018. 11th annual International Conference if Education, Research and Innovation. Seville (Spain), 12th- 14th of November, 2018.
в журналах Web of Science
3. Dunaeva L., Bourina Н. The Media in the Language Education. Proceedings of SOCIOINT 2018- 5th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 2-4 July 2018 – Dubai, U.A.E. ISBN: 978-605-82433-3-0. P. 103-107.
4. Dunaeva L., Bourina Н. Teaching Intercultural Communication to Students of Russian Universities. 9th ICEEPSY The International Conference on Education and Educational Psychology, 02nd-05td October 2018 Athens (Greece).
5. Dunaeva L., Bourina Н. Foreign Language Communication Training Based on Integrating Information and Communication and Multimedia Technologies. ADVED 2018 – 4th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 15-17 October, 2018 – Istanbul (Turkey).
в журналах из списка ВАК
6. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Аутентичный текст и аутентичная языковая среда в обучении русскому языку как иностранному (Русский язык за рубежом. 2018. № 6. С. 37-41.
В рамках НИР в отчетный период опубликованы 2 главы в коллективной монографии, в которой были рассмотрены актуальные для контингента иностранных учащихся вузов проблемы подготовки современного исследователя в российском и международном контекстах, предложена научно обоснованная модель формирования исследовательских компетенций по фундаментальным направлениям подготовки и специальностям, а также комплексное научно-методическое обеспечение реализации модели в разных областях образования, в том числе в области «Гуманитарные науки».
главы в коллективной монографии
1. Воробьева О.В., Дунаева Л.А., Зверева Г.И., Караваева Е.В., Маландин В.В. Концептуальные основы модели формирования исследовательских компетенций // Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. Ред. Е.В. Карваева. М.: Изд-во «Геоинфо», 2018. С. 34-46.
2. Воробьева О.В., Дунаева Л.А., Зверева Г.И., Маландин В.В., Сафонова В.В. Методические рекомендации по формированию исследовательских компетенций в области гуманитарных наук // Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. Ред. Е.В. Карваева. М.: Изд-во «Геоинфо», 2018. С. 46-81
Еще одно перспективное научное направление в рамах НИР было связано с разработкой и внедрением дистанционных технологий в практику преподавания РКИ. Участниками НИР прочитано 5 докладов, опубликованы 3 статьи и 1 электронное учебное пособие:
в журналах из списка ВАК
1. Вавулина А.В., Николенко Е.Ю. Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2018. Т. 3. С. 52-65.
2. Виноградова Е.Н., Клобукова Л П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. № 15 (2).
в изданиях с индексом РИНЦ
3. Ермакова О.Б. Особенности методики формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся экономического профиля в режиме очно-дистанционного обучения (на материале темы «Организационная структура фирмы») // Язык, литература, культура. Актуальные проблемы изучение и преподавания. Сборник научных и научно-методических статей / Ред. кол. Л.П. Клобукова и др. М.: МАКС-Пресс, 2018. Том 14.
электронное учебное пособие
4. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А., Коваленко Ю.А. Общий каталог учебных электронных ресурсов по РКИ. М.: ИРЯиК, 2018. URL: http://irlc.msu.ru/teachers/catalog
|
4 |
1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. |
Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом |
Результаты этапа: В 2019 году участниками НИР были подготовлены и прочитаны 6 докладов на международных и всероссийских конференциях, опубликованы 6 статей в журналах (SCOPUS, WoS, РИНЦ), 1 глава в коллективной монографии, велась работа с 6 аспирантами по тематике исследований, разработаны и внедрены в практику преподавания 2 дистанционных курса, что свидетельствует о теоретическом и практическом значении проведенных исследований.
|
5 |
1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. |
Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом |
Результаты этапа: Понятие аутентичности является ключевым в современной теории и методике преподавания русского языка как иностранного. Преимущества включения в обучение РКИ аутентичных текстов и аутентичных ситуаций речевого общения видят прежде всего в познавательной, репрезентативной и мотивирующей ценности, которой они обладают для учащихся. Существует несколько подходов к интеграции аутентичного материала в обучение русскому языку как иностранному: использование аутентичного текста в качестве прообраза для создания учебных текстов, обладающих «методической аутентичностью»; адаптация аутентичного текста с сохранением, насколько это возможно, свойств текста-оригинала; многоуровневое комментирование аутентичного текста, приближающее учащихся к его пониманию; адаптация в учебных целях не отдельных речевых произведений, а естественной языковой среды в целом с учетом ее лингводидактических свойств. В 2019 году велись исследования лингводидактических возможностей информационно-коммуникационной среды, проводился анализ методов адаптации инофона к реалиям иноязычной языковой действительности – от аутентичного текста до аутентичного средового окружения.
Еще одно перспективное научное направление в рамах НИР было связано с разработкой и внедрением дистанционных технологий в практику преподавания РКИ. В формирующемся едином мировом образовательном пространстве значительно повысился статус иностранного языка как образовательной дисциплины, изменился взгляд на содержание и способы преподавания, что привело к появлению инновационных форм языкового образования, к числу которых, безусловно, относится дистанционная. Сегодня можно констатировать, что Россия имеет достаточно развитую информационно-образовательную инфраструктуру, и отечественная лингводидактика вполне готова к тому, чтобы предложить новый спектр образовательных (дистанционных) услуг широкому кругу ранее не охваченных потенциальных потребителей и расширить тем самым зону своего влияния.
Участники НИР выступили с 5 докладами на международных и всероссийских конференциях, опубликовали 1 монографию, 4 статьи в журналах (РИНЦ, SCOPUS и Web of Science), разработали и внедрили в образовательную практику 6 дистанционных учебных курсов, готовили к защите 8 диссертационных исследований по тематике НИР.
Монография
1. Клобукова Л.П., Ермакова О.Б., Чернышенко Е.А. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху. М.: Сам Полиграфист, 2020. 446 с. ISBN 978-5-00166-055-2
Научные статьи
1. Dunaeva Larisa A. Formation of student’s hypertext competence using hypertext technologies // E-Learning and Digital Media. Symposium Journals Ltd., (United Kingdom). 2020. Том. 18 № 1. С. 39-54. (в соавт.) DOI: 10.1177/2042753020950877 (SCOPUS)
2. Дунаева Л.А. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5. С. 4-9. (в соавт.) DOI: 10.37632/PI.2020.282.5.001 (ВАК)
3. Dunaeva L. Job description of a foreign language lecturer in the modern university // INTED 2020 14th International Technology, Education and Development Conference. INTED 2020 Proceedings Valencia, Spain. С. 16-20. (в соавт.) DOI: 10.21125/inted.2020.0013 (Web of Science)
4. Дунаева Л.А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: теория и реальность // Русский язык и литература в славянском мире: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции в онлайн-формате / МГУ имени М.В. Ломоносова, 25 мая 2020 г. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. С. 318-324. (РИНЦ)
Выступления на конференциях
1. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Новые тенденции в преподавании русского языка как иностранного: от информатизации к цифровизации // XXI Международная научно-практическая конференция «Русское культурное пространство – реальное и виртуальное», г. Москва, Россия, 3 декабря 2020 г.
2. Дунаева Л.А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: теория и реальность // Русский язык и литература в славянском мире: История и современность, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, 25 мая 2020 г.
3. Дунаева Л.А. Цифровые технологии в обучении русскому языку как иностранному // Теория и практика обучения РКИ в цифровую эпоху. Юбилейная научно-практическая конференция, г. Москва, Московский педагогический государственный университет, Россия, 25-26 февраля 2020 г.
4. Клобукова Л.П. Лингвометодические основы изучения русского коллективного языкового вкуса начала ХХI века // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху, г. Москва, Россия, 25-26 февраля 2020 г.
5. Клобукова Л.П., Ермакова О.Б., Чернышенко Е.А. Из опыта цифровизации обучения русскому языку иностранных учащихся экономического профиля // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху, Москва, Россия, 25-26 февраля 2020 г.
Дистанционные учебные курсы
1. Русский язык как иностранный. Общее владение. Элементарный уровень. ТЭУ/А1. URL: distant.msu.ru
2. Русский язык как иностранный. Общее владение. Базовый уровень. ТБУ/А2. URL: distant.msu.ru
3. Русский язык как иностранный. Общее владение. Первый сертификационный уровень. ТБУ/А2. URL: distant.msu.ru
4. Русский язык как иностранный. Общее владение. Второй сертификационный уровень. ТБУ/А2. URL: distant.msu.ru
5. Русский язык как иностранный. Общее владение. Третий сертификационный уровень. ТБУ/А2. URL: distant.msu.ru
6. Русский язык как иностранный. Общее владение. Четвертый сертификационный уровень. ТБУ/А2. URL: distant.msu.ru
В рамках НИР под руководством Л.А. Дунаевой готовятся к защите 6 диссертационных исследований:
1. Ван Минь. Профессионально ориентированный курс русского языка в системе дистанционной предвузовской подготовки китайских студентов.
2. Поначевная А.А. Проектирование дистанционного урока русского языка как иностранного и его реализация средствами электронной среды.
3. Гуськова Е.В. Методика проектирования мобильной среды обучения русскому языку как иностранному (начальный этап, уровни А2-В1)».
4. Чжу Цзясюань. Обучение аудированию на русском языке в мультиформатной учебной среде.
5. Ван Юэхань. Лингвометодические основы обучения китайских учащихся говорению на русском языке с использованием интернет-ресурсов (начальный этап, уровень А2).
6. Фидчук М.Ю. Методическая модель обучения инофонов восприятию и пониманию аутентичных аудиовизуальных материалов.
7. Забудряева Ю.А. Реализация принципа наглядности в системе обучения РКИ с использованием цифровых технологий.
8. Ван Синьлу. Адаптивная модель обучения грамматике на базе цифровых технологий (русский язык как иностранный, уровни А2-В2)
Заключение
Таким образом, в 2020 году в рамках НИР по теме «Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом» был исследован на высоком научно-методическом уровне и успешно решен ряд проблем, актуальных для российской и зарубежной теории и практики преподавания русского языка как иностранного, связанных с научно-методической разработкой и внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.
В общей сложности участниками НИР были подготовлены и прочитаны 5 докладов на международных и всероссийских конференциях, опубликованы 4 статьи в журналах (ВАК, РИНЦ, SCOPUS, WoS) и 1 монография. Вели работу с 8 аспирантами и соискателями по тематике исследований. Разработаны и внедрены в практику преподавания 6 дистанционных курсов. Полученные результаты свидетельствует о теоретическом и практическом значении проведенных исследований.
Поставленные задачи решены в полном объеме на научном уровне, соответствующем лучшим достижениями в данной области.
Все указанные исследования полностью соответствуют международным стандартам, отвечают практике изучения и решения аналогичных проблем в развитых европейских странах.
|