![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Цель проекта – разработка системы территориально дифференцированных мер регулирования социально-экономических взаимодействий, рынков труда и отраслевой структуры в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. На фоне многочисленных исследований по социально-экономическим эффектам пандемии COVID-19 новизна заявляемого проекта состоит в первую очередь в том, что инновационное развитие и эпидемиологическая обстановка рассматриваются в системном единстве - как одинаково сильно зависящие от факторов «плотности» и интенсивности коммуникаций, пронизывающих всю социально-экономическую систему на разных масштабных уровнях. В основу проекта положена гипотеза о том, что именно в рационализации социально-экономических взаимодействий (СЭВ) находится ключ к достижению баланса между обеспечением экономического роста и эпидемиологической безопасности. СЭВ, в свою очередь, зависят от местных особенностей. Разнообразие территории России заставляет подходить к методам по регулированию социально-экономических взаимодействий дифференцированно, формируя оптимальный пакет в зависимости от местных транспортных, социально-демографических, зональных природных условий, структуры экономики и особенностей рынка труда, экономических возможностей. Закономерно, что в условиях сложной эпидемиологической обстановки Президент РФ В.В. Путин дал большие полномочия местным органам власти в выборе мер противодействия эпидемии, этапов их реализации. Однако для выработки долгосрочных, стратегических мер государственного регулирования целесообразна научная проработка механизмов обеспечения сбалансированного социально-экономического развития, сочетающих (казалось бы, противоположные) приоритеты инновационного развития и эпидемиологической безопасности.
Most modern approaches view the intensity of socio-economic interaction as a critical prerequisite for innovative development and economic growth. Agglomeration effect, cluster effect, the geography of innovation, urban economics – all rely on the maximisation of the number of interactions. These concepts are often used as guidance for the regulation of socio-economic interaction, labour markets, and urban development. However, they primarily emerged in the second half of the XX century in Europe and North America during a long period of safe epidemiological situation. Before that, cities used to be the hotspots of epidemics. Therefore, epidemiological risks of high density and intensity of human interactions served as significant limiting factors of economic and urban development, but not anymore. The SARS-CoV-2 pandemic is encouraging the call to reconsider the maximisation of interactions as a purely positive development and growth factor. The novelty of this study is that it proposes to balance out the aims of economic development and pandemic risks. Both equally depend on the density and intensity of interactions at all geographic scales. The hypothesis is that a rational approach to socio-economic interactions (as opposed to plain maximisation) is key to finding the balance between economic growth and health risks. The character of interactions may be specific to a particular territory or context and, therefore, varies between countries, regions and even localities. Such differences between regions of the Russian Federation allows for different regulations of the interactions to be contextually applied. The contextual considerations may include transportation, demographics, climatic conditions, the sectoral composition of the economy, labour market. This is reflected in the current President's decision to delegate control measures for the pandemic to the regional authorities. However, in addition to the current emergency measures, there needs to be a scientifically sound policy approach for balancing out the priorities of socio-economic development and pandemic risk mitigation. As the final output of this research project, we aim to develop a system of spatially differentiated regulations of socio-economic interaction, sectoral composition of the economy and local labour markets. Intermediate results include: 1. critical review of the importance of interactions in economic growth due to pandemic risks; 2. analysis of the pandemic spread in regions and localities with distinctive characteristics; 3. development of a typology of localities in Russia (with corresponding international examples) based on specifics of socio-spatial interaction, sectoral composition of the local economy and labour market; 4. classification of short- and long-term regulations for pandemic prevention and mitigation based on the developed typology of municipalities. The practical output is a set of geographically differentiated regulations for balancing out economic growth, strategic pandemic prevention and short-term pandemic mitigation measures that are context-specific to the region or municipality depending on its features.
По итогам первого года работы будут представлены: 1. Обоснование актуального (современного) видения роли социально-экономических взаимодействий в обеспечении инновационного развития территорий (в виде текста научной статьи, поданного для публикации в высокорейтинговом журнале). 2. Методика типологии муниципальных образований Российской Федерации с точки зрения особенностей СЭВ, рынков труда и отраслевой структуры местной экономики. Готовая типология такой типологии с подбором зарубежных аналогов, сопоставимых с российскими территориями по уровню социально-экономического развития и/или характеру протекания эпидемии COVID-19 (в виде системы картографических изображений (отдельные элементы типологии и финальная типология муниципальных образований) и текста пояснительной записки (раскрывающей методику и результаты работы). 3. Предварительные результаты анализа роли регулирования СЭВ в обеспечении эпидемиологической безопасности (в виде текста научного отчета или подготовленной научной статьи). Всего по результатам первого года работы предполагается подготовить к публикации (в статусе «поступила в редакцию») тексты не менее двух статей в высокорейтинговых научных журналах из баз данных Web of Science и/или Scopus, а также представить доклады на российских и международных научных конференциях (не менее четырех).
1. Исследования социально-экономических взаимодействий. Большинство участников проекта имеет опыт исследований социально-экономических взаимодействий, полученный в ходе изучения локальных транспортных систем и их роли в местном социально-экономическом развитии, полученном в ходе выполнения гранта РГО (2017-2019) «Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока», включая ГИС-моделирование (Р.В. Гончаров), автоматизированный анализ текстов СМИ и нормативных документов (А.В. Потураева), а также полевых исследований с применением социологических методов работы (Н.Ю. Замятина, А.В. Потураева, Б.Н. Никитин, А.О. Богодухов) 2. Теоретический анализ факторов инновационного развития, включая анализ роли социально-экономических взаимодействий в инновационном развитии. 3. Пространственная диффузия нововведений. Участниками проекта накоплен опыт количественного анализа пространственной диффузии различных процессов 4. Анализ жизнестойкости отдельных территориальных социально-экономических систем в условиях кризисов: ряд членов коллектива имеет опыт как теоретического развития концепции жизнестойкости (Н.Ю. Замятина, Р.В. Гончаров), так и применения методов статистического и геоинформационного анализа факторов жизнестойкости на примере арктических городов России и мира (Р.В. Гончаров, Е.А. Котов, Ю.В. Кульчицкий) Многолетний опыт работы с представителями органов власти и подготовки для них прикладных рекомендаций обеспечивает необходимые компетенции для выработки регуляторных мер, направленных на демпфирование негативных последствий распространения эпидемии в российском экономическом пространстве.
Ожидаемые результаты проекта соответствуют пяти поставленным задачам: 1. Обоснование актуального (современного) видения роли социально-экономических взаимодействий в обеспечении инновационного развития территорий в условиях возникновения внезапных внешних угроз, в частности угроз резкого ухудшения эпидемиологической обстановки. Значимость результата состоит в теоретическом переосмыслении сложившихся представлений в области инновационного развития территорий в контексте эпидемиологической безопасности; он важен с точки зрения совершенствования фундаментальных научных представлений о механизмах устойчивого социально-экономического развития территорий и может быть использован как теоретико-методологическая база дальнейших исследований по этой теме. 2. Методика типологизации муниципальных образований Российской Федерации с точки зрения особенностей социально-экономических взаимодействий, рынков труда и отраслевой структуры местной экономики; разработка такой типологии (с подбором зарубежных регионов-аналогов, сопоставимых с российскими по уровню социально-экономического развития и/или характеру протекания эпидемии COVID-19). Выделение типов муниципальных образований России с точки зрения характера СЭВ, формирующих их факторов и условий будет проведено впервые в России. Наиболее близкие исследования имеют более узкий характер: в первую очередь, это многочисленные работы по транспортной доступности, уровню развития телекоммуникаций, автомобилизации и др., есть работы по оценке инновационного потенциала, а также рискам цифровизации в территориальном аспекте, отдельно по рынкам труда и территориально-отраслевой структуре местной экономики; наиболее масштабные работы такого плана были проведены в период разработки Стратегии пространственного развития России. Заявляемый проект обладает принципиальным отличием: он направлен на выявление и систематизацию местных особенностей всех видов СЭВ (внутренних и внешних, персональных, производственных и др.), связанных с особенностями рынков труда и отраслевой структуры местной экономики. Полученные результаты могут быть положены в основу целого спектра новых фундаментальных и прикладных исследований, связанных с потенциалом инновационного развития, эпидемиологической безопасностью и, в целом, новой территориальной дифференциацией социально-экономического развития на региональном и местном уровне. 3. Результаты анализа роли регулирования СЭВ в обеспечении эпидемиологической безопасности (на основе систематизации мер противодействия эпидемии COVID-19). Особенностью предлагаемого подхода является акцент анализа мер противодействия эпидемии на роль регулирования социально-экономических взаимодействий (в том числе через изменения отраслевой структуры местной экономики, регулирование рынков труда, транспортной доступности и др.). Результат является важным для выработки практических рекомендаций по формированию сбалансированной государственной региональной политики, направленной на противодействие эпидемиям с одновременным укреплением приоритетов инновационного развития. 4. Характеристика местных особенностей прохождения кризиса COVID-19, включая анализ динамики СЭВ, рынков труда и структуры занятости в контексте принимаемых мер регулирования эпидемиологической ситуации на примере выбранных городов и районов – ключей (с выделением «лучших практик» борьбы с кризисом, с возможным обобщением на уровне регионов). 5. Система территориально специфичных мер регулирования СЭВ, рынков труда и отраслевой структуры местной экономики, направленных на достижение баланса экономического развития и минимизации эпидемиологических рисков.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 15 июля 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Разработка территориально дифференцированных методов регулирования социально-экономических взаимодействий, отраслевой структуры и локальных рынков труда в целях обеспечения сбалансированного регионального развития в условиях сложной эпидемиологической обстановки -осень 2020 (РФФИ) |
Результаты этапа: 1. Проведена конференция по тематике проекта 2. Подготовлены доклады по тематике проекта (Замятина и Пилясов; Никитин) 3. Подготовлен пилотный вариант базы данных для решения задач проекта | ||
2 | 1 января 2021 г.-15 июня 2021 г. | Разработка территориально дифференцированных методов регулирования социально-экономических взаимодействий, отраслевой структуры и локальных рынков труда в целях обеспечения сбалансированного регионального развития в условиях сложной эпидемиологической обстановки -весна 2021(РФФИ) |
Результаты этапа: | ||
3 | 16 июня 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Разработка территориально дифференцированных методов регулирования социально-экономических взаимодействий, отраслевой структуры и локальных рынков труда в целях обеспечения сбалансированного регионального развития в условиях сложной эпидемиологической обстановки - осень 2021 (РФФИ) |
Результаты этапа: Проведен сбор недостающих материалов для типологии муниципальных образования РФ по особенностям социально-экономических взаимодействий (влияющих на прохождение пандемии COVID-19), включая помесячную динамику. Осуществлен выбор регионов-ключей для полевых исследований. | ||
4 | 1 января 2022 г.-30 июня 2022 г. | Разработка территориально дифференцированных методов регулирования социально-экономических взаимодействий, отраслевой структуры и локальных рынков труда в целях обеспечения сбалансированного регионального развития в условиях сложной эпидемиологической обстановки -весна 2022(РФФИ) |
Результаты этапа: Завершено запланированное исследование, с разработкой полной типологии муниципальных образований по уязвимости к пандемии COVID-19, проведены запланированные полевые исследования отдельных регионов-ключей. Разработаны рекомендации по противодействию потенциальным эпидемиям с учётом региональной или зональной специфики. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".