Особенности воздействия опасных криогенных процессов на транспортную инфраструктуру Арктического региона (РФФИ)НИР

Features of the impact of hazardous cryogenic processes on the transport infrastructure of the Arctic region

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 октября 2020 г.-31 декабря 2020 г. 2020
Результаты этапа: Был выполнен: 1) Выбор «ключевых» районов для дальнейшего проведения детальных исследований. 2) Сбор и систематизация данных о природных (климатических, литологических, мерзлотных, ландшафтных и др.) условиях выбранных регионов. 3) Обработка и анализ космических и аэрофотоснимков, анализ литературных и фондовых материалов для выявления доминирующих криогенных процессов в исследуемых регионах. 4) Сбор информации о взаимовлиянии линейных транспортных систем и природной среды, формировании специфических природно-техногенных комплексов.
2 1 января 2021 г.-30 сентября 2021 г. 2021
Результаты этапа: 1) Был выполнен сбор актуальных данных о природных (климатических, геокриологических и др.) условиях "ключевых" регионов (Западный Шпицберген, Воркутинская агломерация, территория г.г. Салехарда, Лабытнанги и их окрестности, Ванкорский комплекс месторождений (включая трассу нефтепровода «Ванкор-Пурпе»), Норильский промышленный район) 2) Выполнялся анализ истории возникновения транспортных систем, их современного состояния и перспектив развития, что позволило оценить динамику криогенных процессов на этих территориях в связи с климатическими изменениями и нарастанием техногенных воздействий. 3) Собственные полевые исследования и анализ данных дистанционного зондирования Земли, а также результаты проведенного численного моделирования геокриологических характеристик позволили выделить для каждого из «ключевых» регионов специфический комплекс криогенных процессов, представляющих наибольшую опасность для транспортной инфраструктуры.
3 1 октября 2021 г.-31 декабря 2021 г. 2021
Результаты этапа: 1) В ходе полевых исследований была впервые применена и отработана (на примере автомобильных дорог и взлетно-посадочной полосы в г. Лонгйир) методика применения наземного лазерного сканирования для мониторинга линейных транспортных объектов выявления деформаций, вызванных воздействием криогенных процессов. 2) Впервые было оценено воздействие складирования твердых отходов на устойчивость объектов инфраструктуры. Было выделено восемь основных типов складирования отходов, имеющих специфическое воздействие на вечную мерзлоту и объекты инфраструктуры.
4 1 января 2022 г.-1 октября 2022 г. 2022
Результаты этапа: 1) С использованием данных из литературных источников, дешифрирования космических снимков и ЦМР, а также собственных полевых наблюдений, было проведено ранжирование выделенных геолого-географических факторов устойчивости транспортных объектов для "ключевых" регионов, обладающих весьма контрастными условиями. Для этих районов также было проведено численное моделирование температурного поля грунтовых оснований и основных инженерно-геокриологических параметров (мощность СТС, прирост касательных сил морозного пучения, осадка грунтов при оттаивании) к 2050 году. 2) На основе анализа существующих систем геотехнического мониторинга, позволившего выявить их слабые стороны, была сформулирована концепция мониторинга протяженных транспортных объектов по трем уровням: 1) глобальный – анализ климатических данных и результатов данных дистанционного зондирования Земли; 2) региональный – регулярные объезды и визуальные осмотры с выделением «неблагополучных» участков, в том числе, с учетом региональных трендов изменения климатических параметров; 3) локальный – на «ключевых участках», выделенных исходя из типизации ландшафтно-мерзлотных условий, с применением широкого спектра современных геокриологических и геодезических методов. Такой подход позволит минимизировать негативное воздействие на транспортные объекты опасных экзогенных процессов и последствий климатических изменений. 3) В ходе полевых работ были отработаны перспективные методы мониторинга деформаций и опасных экзогенных процессов на транспортных объектах: наземное лазерное сканирование (на арх. Шпицберген) и аэрофотосъемка при помощи БЛА с дальнейшим построением высокоточных цифровых моделей местности (для повышения точности привязки снимков использовался GNSS-приемник).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".