ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Цель проекта - выявление потенциала социального-политического влияния у создателей развлекательного интернет-контента (на примере Российской Федерации).
Modern socio-political processes are highly complex, due, inter alia, to the increased role of information and communication technologies. In particular, the high activity of social networks users with a large audience allows them to exert a huge influence on their readers, listeners, viewers. This influence, on the one hand, leads to a change in the value attitudes of a part of society, on the other hand, it stimulates specific actions that become part of the social and political process. At the same time, the content that is created and distributed by huge influencer bloggers, more often than not, has no direct relation to social issues or politics - it is usually entertainment information. Thus, modern creators of entertainment Internet content are becoming active participants in socio-political processes, which is proved by repeated attempts to stimulate specific public actions on the basis of entertainment Internet sites. Studying the potential of this kind of participation is extremely important from the point of view of assessing the prospects for harmonious social development. It is necessary to study not only the self-assessment of producers of entertainment content as actors in the social process, but also the readiness of their audience to perceive the attitudes broadcast in social networks by influencers who are usually not included in the number of participants in social or political life. This study will provide results that are unique for world science, which can be used as both a working theory and a toolkit for predicting socio-political processes and the impact on them.
Ожидаемые результаты: - определение ключевых необходимых и достаточных условий превращения производителей развлекательного интернет-контента в акторов общественно-политического процесса. Данные выкладки, с одной стороны, позволят прогнозировать развитие социально-политических процессов, с другой - предотвращать деструктивную активность в Сети. С научной точки зрения данные результаты будут полезны при построении непротиворечивых теорий, объясняющих взаимосвязь онлайновой и офлайновой активности. - выявление потенциала влияния производителей развлекательного контента на аудиторию в общественно-политических целях. Эта информация будет полезна при концептуализации феноменов, связанных с трансформацией нематериальных капиталов. С практической точки зрения эти данные позволят определять "границы" влияния неинституционализированных производителей развлекательного контента в Сети. - выявление основных контентных инструментов влияния на общественно-политические процессы у производителей развлекательного контента в новых медиа. Данные результаты позволят сделать вклад в разработку автоматизированных систем анализа контента в Сети и моделирования общественно-политических процессов. - презентация указанных выше научных результатов не менее чем в 2 статьях в рецензируемых научных журналах (их них не менее 1, входящего в базы «Сеть науки» (Web of Science Core Collection), «Скопус» (Scopus)); - подготовка не менее 2 выступлений, представляющих результаты исследования, на международных научных конференциях.
Научный задел по проекту заключается, прежде всего, в недавно полученных научных результатах, а также в разработанном участниками проекта методологическом комплексе, апробированном в ряде исследований. Так, с конца 2018 года рабочей группой под руководством А.В. Вырковского реализуется комплексный исследовательский проект «Влияние новых медиа на политические процессы в постсоветских странах». В его рамках уже были получены важные научные результаты, которые свидетельствуют о том, что роль новых медиа в политических процессах стремительно растет. Сейчас новые медиа позволяют обеспечивать накопление социального и - далее - политического капитала новых лидеров за максимально короткие сроки и в максимально неблагоприятных условиях. При этом поведение онлайновой аудитории следует за спецификой медиапотребления в Сети и становится все более «игровым» и ориентированным на символические действия. Также участниками вышеупомянутого проекта была разработана уникальная методология качественного исследования нематериальных капиталов, а также особенностей политической и гражданской активности в новых медиа. Эта методика основана на глубинных интервью со значительным количеством лидеров мнений в онлайне. Данная методология апробировалась при исследовании практик активности молодых политических активистов в социальных сетях. Качественные исследования гражданской и политической активности в онлайне в целом редко применяются как у России, так и за рубежом - предложенная же авторами методология показала себя вполне валидной и может использоваться при работе над данным проектом. М.И. Макеенко является одним из видных отечественных методологов в сфере медиаисследований - он организовал и провел десятки исследований, апробировав уникальные авторские подходы и методики, которые с успехом могут быть использованы при реализации данного проекта.
В рамках исследования были проведены три этапа сбора и обработки эмпирических данных. На первом этапе прошло анкетирование 1264 человек 16 до 59 лет, которые регулярно смотрят и читают контент блогеров, создающих контент развлекательной и познавательной направленности. На втором этапе был выполнен контент-анализ двадцати основных ресурсов (страниц в социальных сетях YouTube или Instagram) ведущих российских блогеров, создающих развлекательный и познавательный контент и находившися в 2020-2021 гг. на верхних позициях в рейтингах по количеству подписчиков, цитируемости, вовлеченности аудитории (просмотры, лайки, комментарии), заработкам. Третьим этапом стали полуструктурированные интервью с пятнадцатью ведущими российскими блогерами развлекательной тематики для выявления их опыта социально-политической активности и намерений призывать их аудитории к совершению онлайновых и офлайновых действий социального и политического характера. Ведущие блогеры – производители развлекательного и познавательного контента, к настоящему моменту накопили минимальный опыт стимулирования политической и социальной активности своих аудиторий и демонстрируют минимальную заинтересованность в использовании собственного влияния в социально-политическом контексте в ближайшем будущем. Они декларируют (или как минимум удачно имитируют) собственную априорную аполитичность и открыто признают рискованность для их коммерческих и финансовых выхода за рамки развлекательной тематики и материалов о так называемом «стиле жизни». При этом инфлюенсерами этого типа накоплен значительный социальный капитал, а вокруг них формируются крупные социальные (аудиторные) группы, обладающие существенным потенциалом общественно-политического действия и подверженные их очевидному влиянию. В настоящее время потенциал стимулирования блогерами социальной и политической активности остается практически нереализованным – прежде всего, из-за нежелания самих лидеров мнений выходить за пределы комфортного с коммерческой точки зрения производства и распространения развлекательно-познавательного контента. В итоге, пока нет оснований говорить о ярко выраженном транзите непосредственно онлайновой активности приверженцев крупных блогеров в офлайн – бОльшая часть их действий ограничивается простейшими действиями в социальных сетях. Тем не менее, мобилизация приверженцев того или иного блогера к совершению действий общественно-политического характера (в том числе и офлайновых) в том или ином контексте представляется вполне вероятным сценарием. Группы приверженцев крупных блогеров, производящих развлекательный и познавательный контент, сейчас представляются достаточно аморфными и не имеющими сформированной сети взаимосвязей между их членами, что ограничивает потенциал их самоорганизации и организации непосредственно коллективного действия в традиционном понимании этого термина. Тем не менее, можно говорить о существовании определенных аудиторных групп, выделяемых по ряду социодемографических характеристик (прежде всего, возраст и активность и частота взаимодействия с контентом инфлюенсеров-фаворитов), которые обладают различной степенью подверженности влиянию крупных блогеров и, соответственно, разным потенциалом общественно-политического участия.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 16 июня 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Институционализация создателей развлекательного интернет-контента в качестве участников социально-политических процессов |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".