![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
В силу господства в современной историографии западоцентричной модели, складывавшейся начиная с эпохи итальянского возрождения, мы в настоящее время имеем искаженное представление о той огромной империи, которая была создана римлянами в начале нашей эры и в восприятии самих ее подданных продолжала существовать как некое единое целое на протяжении веков. Несмотря на многочисленные разделения, которые претерпевала империя как в силу административной необходимости, так и в результате войн и нашествий варваров, империя воспринималась единой. Это было обусловлено представлением о ходе мировой истории как приготовлении к принятию закона Христова. Рим, в пределах которого при императоре Августе родился Спаситель, подчинил империю единому закону, выполнил эту подготовительную работу. Римские императоры считали себя наследниками Августа. Воспринимал империю единой и первый христианский император Константин Великий, который, унаследовав государство, разделенное на тетрархии, утвердил в нем единоличное правление. Перенесение столицы из старого Рима в Новый Рим (Константинополь) не свидетельствовало о разделении империи. Преемниками Константина стали его сыновья, — т.е. империя по-прежнему мыслилась как единое государство, административно разделенное между членами одной семьи. Та же модель сохраняется в правление Валентиниана и Валента. Феодосий I, получивший престол в Восточной империи и сделавший «никейскую веру» обязательной для своих подданных, приложил усилия к поддержанию единства империи, которое представлялось и торжеством правой веры. Разделение империи при сыновьях Феодосия I Аркадии и Гонории не отменяло идеи единого государства. При Феодосии II две части империи сблизились посредством династического брака дочери Феодосия с Валентинианом III. Именно для этого единого государства был собран первый христианский свод законов — Кодекс Феодосия. Во 2-й половине V в. в силу внешних обстоятельств единство рушится, но ни взятие Рима Одоакром в 476 г., ни последующее установление государства Теодориха не означают исчезновения единой Римской империи со столицей в Константинополе. В VI в. Юстиниан I вновь отвоевывает часть захваченных варварами земель в Италии и Африке, возвращаясь к прежним границам империи. В последующие века внимание ромейских императоров отвлекают войны с персами и арабами, отвоеванные земли на Западе оказываются вновь утрачены вследствие нашествия лангобардов, но попытки вернуть их по-прежнему предпринимаются. Сознание единства Державы Ромеев поддерживают Церковные соборы, задуманные Константином Великим как вселенские. Одним из свидетельств восприятия империи как единого государства может служить то, что франкский король Карл Великий представляет себя наследником свергнутого Константина V, хотя на Востоке это воспринимается как попытка узурпации. Но при этом сам Карл понимает, что он без санкции константинопольских императоров не может считаться законным наследником Августа и Константина, в связи с чем ищет брака с императрицей Ириной. Точно так же Оттон Великий стремился связать брачными узами своего сына и дочь императора Романа, прекрасно понимая, что не имеет права на титул римского императора. И об управлении единой Державой Ромеев (Римской империей), а не Восточной Римкой империей и не Византией пишет своему сыну Константин Порфирородный. Таким образом, еще в X веке (и, можно сказать, вплоть до разделения церквей в 1054 г.) вся территория державы Ромеев (Римской империи) мыслится как единое пространство, находящееся под властью христианских правителей.
Owing to prevalence of (western) eurocentric historiographic pattern, to date we have distorted picture of the Roman Empire. In spite of numerous divisions of the Empire by act of administrative necessity as well as barbarian invasions and war it was taken as a single whole. It was determined by the conception of the world history as a preparation to obey the Law of Christ. Rome bent the empire, inside the borders of which Christ the Saviour was born, to the One Law and did the preparation work. Roman emperors considered themselves to heirs of Augustus Octavian. The first Christian ruler Constantine the Great took the empire, divided into four parts (tetrarchy) notwithstanding, as a single whole as well and instituted one-man control. Transference of the imperial capital from old Rome to New Rome (Constantinople) was not an illustration of a division of the empire. Constantine’s sons became his heirs, that is the empire was still conceived as single whole divided among the members of one family. The same pattern remains under the emperors Valentinian I and Valens. After becoming co-Augustus of the East Roman Empire Theodosius I issued decrees that effectively made orthodox Nicene Christianity the official state church of the Roman Empire and applied efforts in order to consolidate the unity of the empire. The division of the empire under the rule of Theodosius’ sons Arcadius and Honorius didn’t abolish the idea of a united state. Under Theodosius II two parts of the empire drew closer by means of dynastic matrimony between Theodosius’ daughter and Valentinian III. It is precisely this united state for which the first Christian compiled laws - The Codex Theodosianus - were brought together. In the second part of the V-th century under external circumstances the unity collapsed, but neither capture of Rome by Odoacer in 476, nor subsequent rise of Theoderic’s state illustrate fall of the idea of the united Roman Empire with the capital in Constantinople. In VI-th c. Justinian I won back some territories in Italy and Northern Africa from barbarians and almost restored former frontier of the Empire. Further numerous wars against Persians and Arabs drew Roman emperors’ attention away from the idea: Western territories were lost again as a result of the invasion of Lombards. Nonetheless measures to turn them back were taken as before. Church Councils which were conceived by Constantine the Great as Oecumenic maintained sense of unity of the State of Romans. The fact that king of the Franks Charlemagne considered himself a heir of the deposed Constantine V, though the eastern part apprehended it as an usurpation, serve as evidence of perception of the Empire as a single state. At the same time Charlemagne himself understood he could not be considered a rightfl heir of Augustus Octavian and Constantine without receiving approval of emperors of Constantinople. That’s why he tried to marry empress Irene. Otto I strived to bind his son and the daughter of emperor Romanos by conjugal union, because he understood as well he was not entitled to title of a Roman Emperor. Giving advice on running the Empire Constantine Porphyrogennetos wrote his son about the Roman Empire, neither Eastern Roman Empire nor Byzantine. So as early as X century the whole territory of the Roman Empire was conceived as a single space under the dominion of Christian rulers.
В 2015 г. на базе классической гимназии при греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина была проведена научно-практическая конференция «Держава Ромеев от создания до падения Константинополя» (материалы см. здесь: http://www.mgl.ru/classical-school/confprogr/XII_conference.html ). В статье Ю.А. Шичалина «Вводные замечания о средних веках и Византии и вопросы к периоду от Константина Великого до Оттона Великого» (http://www.mgl.ru/classical-school/confprogr/Conferense_2015_1.html) предложен подход и поставлены вопросы, показывающие искусственный характер обычной историографической схемы, согласно которой в 395 г., после смерти имп. Феодосия I Великого Римская империя разделилась на западную (Западно-Римскую со столицей в Риме) и восточную (Восточно-Римскую (т. н. Византию) со столицей в Константинополе). На странице сайта греко-латинского кабинета также размещены некоторые наиболее значимые материалы по теме предлагаемого исследования, которые указывают на неправомерность универсального использования западо-центристских терминов «Средние века» и «Византия»: Charles Collins. There Was No Byzantine Empire http://www.mgl.ru/classical-school/confprogr/Charles_Collins_There_Was_No_Byzantine_Empire.html ; Н.Т. Нурулла-Ходжаева. Один из фрагментов истории передачи знаний: Дом мудрости Аббасидов и о чернилах в реке Тигр http://www.mgl.ru/library/177/The_Abbasids.html . В 2015 г. в Вестнике ПСТГУ была опубликована статья Т.Л. Александровой «Парадоксы Феодосия II), в которой указывается необходимость рассмотрения фигуры имп. Феодосия II Младшего как правителя разделенной административно, но единой по законодательству и христианскому вероучению империи, а не как правителя «Восточно-Римской империи» (выходные данные см. ниже).
другие гранты РФ, Программа поддержки научных исследований Фонда развития ПСТГУ |
# | Сроки | Название |
1 | 16 июня 2016 г.-15 июня 2017 г. | Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".