Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)НИР

Scientific methodological support of Russian State Testing system of Russian as a foreign language (TORFL)

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В.Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: В 2021 году по данной теме преподавателями кафедры были опубликованы 3 статьи (в том числе в журнале из списка ВАК и в журнале Российского тестового консорциума): • Специфика определения уровня коммуникативной компетенции в области чтения в российской и финской системах языкового тестирования // Преподаватель XXI век, № 3 (журнал из списка ВАК). • Лексический компонент коммуникативной компетенции инофона на Элементарном уровне общего владения РКИ как лингвометодическая проблема // Журнал Российского тестового консорциума «Русский тест: теория и практика», № 7. • Сопоставительное описание субтеста «Чтение» (ТЭУ, ТБУ) и субтеста «Понимание текста» (YKI 1, YKI 2) в контексте CERF // Сб. «XХII Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, изд-во Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, 2021 г.). В 2021 году по теме «Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)» было прочитано 3 доклада на международных научных конференциях и на VII Конгрессе РОПРЯЛ: • Сопоставительный анализ структурно-содержательных характеристик субтеста «Чтение» в российской и немецкой системах лингводидактического тестирования (уровень В1) // VII Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», Екатеринбург, Россия, 7-8 октября 2021. • Сопоставительное описание субтеста "Чтение" (ТЭУ, ТБУ) и субтеста "Понимание текста" (YKI1, YKI2) в контексте CERF // XXII Международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХII Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 26 мая 2021 года). • К вопросу о форме презентации комплексного содержания обучения РКИ на Элементарном уровне (общее владение) // V Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность», РУДН, Россия, 17-19 ноября 2021. В 2021 году вышло из печати учебно-методическое пособие «Готовимся преподавать РКИ» для слушателей программы профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», где доцентом кафедры Л.Н.Норейко была опубликована глава «Уровни владения русским языком как иностранным и лингводидактическое тестирование» (М., изд-во МГУ, 2021). 18 июня 2021 года в рамках НИР «Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)» М.В.Фокиной была прочитана открытая лекция «Лингводидактическое тестирование по РКИ: возможности и перспективы» для преподавателей русского языка Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Кроме того, преподаватели кафедры участвовали в подготовке закрытых вариантов тестов общего владения РКИ для использования их в рамках российской шестиуровневой системы сертификационного тестирования как в России, так и за рубежом, а также КИМов для проведения «Комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации».
2 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: В 2022 году по данной теме преподавателями кафедры были опубликованы 4 научные статьи (в том числе 2 из них - в журналах из списка ВАК), что вдвое превышает запланированные показатели: • Эффективность коммуникации мигрантов с представителями органов государственной власти РФ как фактор социальной адаптации инофонов и их интеграции в принимающее сообщество // Modern humanities success, № 2 (журнал из списка ВАК). • Тест 1 сертификационного уровня для студентов-биологов естественнонаучного профиля обучения // Педагогический журнал, №1 (журнал из списка ВАК). • Тестирование по русскому языку как иностранному: актуальные проблемы // Материалы Международной научно-практической конференции "XII Ломоносовские чтения", посвященной Дню таджикской науки и 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Часть III. Душанбе, Издательско-типографический сектор Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Душанбе, № 2. • Сопоставительный анализ структурно-содержательных характеристик субтеста «Чтение» в российской и немецкой системах лингводидактического тестирования (уровень В1) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Выпуск 7. Материалы VII Конгресса РОПРЯЛ, СПб РОПРЯЛ, 2022. В 2022 году по теме «Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан за-рубежных стран (ТРКИ)» преподавателями кафедры было прочитано 7 до-кладов на международных научных конференциях, что более чем в два раза превышает запланированные показатели. 3 доклада были прочитаны на международных научных конференциях, проведенных за рубежом, и 4 доклада – на международных научных конференциях, которые проводились в России: • Проблема актуализации измерительных материалов уровня владения РКИ (ТРКИ-2, субтест "Письмо") // Русистика и современность 2022. Китай, г. Чанша, Хунаньский педагогический университет, 14-16 октября 2022. • Субтест “Письмо’’ уровней В2-С1. Самые распространенные ошибки иностранных студентов, проходящих тестирование по РКИ // Со-временные методы преподавания РКИ: методика, опыт, инновации. Греция, г. Афины, 27 ноября 2022. • Тестирование по русскому языку как иностранному: актуальные проблемы // XII Ломоносовские чтения (Душанбе-2022). Таджикистан, Филиал МГУ в Душанбе, 29-30 апреля 2022. • К вопросу об отборе лексического компонента коммуникативной компетенции иностранных учащихся на Элементарном уровне общего владения РКИ // VI Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ, ИРЯ РУДН, Россия, 12-15 октября 2022. • Особенности фонетического компонента лингводидактического тестирования по русскому языку как иностранному // IX Международная научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан». Российский университет дружбы народов, 10 июня 2022. • Актуальные проблемы координации деятельности уполномоченных образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному // VI Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ, ИРЯ РУДН, 12-15 октября 2022. • Тест 1 сертификационного уровня для студентов-биологов естественнонаучного профиля обучения // XXIX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов 2022". МГУ имени М.В. Ломоносова, 11-22 апреля 2022. Кроме того, 06 апреля 2022 года в рамках НИР «Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)» М.В.Фокиной по приглашению Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Нур-Султане была прочитана открытая лекция для магистрантов и преподавателей русского языка как иностранного «Лингводидактическое тестирование по РКИ: как это сделано и для чего это надо». В отчетный период преподаватели кафедры участвовали также в подготовке закрытых вариантов тестов общего владения РКИ для использования их в рамках российской шестиуровневой системы сертификационного тестирования как в России, так и за рубежом, а также КИМов для проведения «Комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории Рос-сии и основам законодательства Российской Федерации».
3 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)
Результаты этапа: В 2023 году по теме «Научно-методическое сопровождение Российской государственной системы тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран (ТРКИ)» преподавателями кафедры было прочитано 4 доклада на международных научных конференциях, что соответствует запланированным показателям (подробнее см. ниже). Кафедра, осуществляя сотрудничество с вузами РФ, ведущими работу по обучению основам лингводидактического тестирования специалистов в области преподавания РКИ, участвовала в ряде совместных учебных программ. Так, по приглашению руководства Института передовых образовательных технологий Казанского (Приволжского) федерального университета, в мае 2023 года Л.П.Клобукова приняла участие в реализации Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации преподавателей РКИ и тестеров «Теория и практика проведения лингводидактического тестирования по русскому языку как иностранному в РФ (2-й, 3-й и 4-й сертификационные уровни; В2, С1, С2 в европейской системе координат)». Был прочитан ряд лекций (которые получили высокую оценку как слушателей указанной программы, так и руководства Института) на тему «Функции нормативно-методических документов, лежащих в основе системы ТРКИ («Требования», «Типовые тесты», «ЛМ»)». Кроме того, в апреле 2023 года кафедра приняла участие в реализации программы обучения, организованной Псковским государственным университетом для будущих тестеров – представителей различных педагогических вузов РФ.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".