ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Научно-практическое обоснование основных компонентов системы этнокультурного образования дошкольников.
The research results are relevant, since pre-school age is an important stage in the development of ethnic identity. This process is influenced by various factors, geographic, cultural, linguistic and economic Заявка № 14-36-01242 Страница 16 из 18 peculiarities of their stay. As a result of the theoretical, methodological and empirical work has been designed and implemented educational system for ethnic identity of the child in the kindergarten. The scientific novelty of the research is to develop a scientifically based system of preschool ethnocultural education in the border areas of Russia (by the example of the Pskov region). The study used the principles of integration at the level of objectives, contents (educational areas), methods and tools (logical games and tasks in a specific content). Has also developed a pedagogical Diagnostics knowledge preschool children about the architecture of his native city. The research results are implemented in pilot areas of Pskov, Pskov region, St. Petersburg and Kaliningrad. Results of the study are presented in ten academic events of international level (conferences, seminars, symposia) and eleven publications (Web of Science, Scopus, and Google Scholar).
Основными методологическими подходами исследования являются: - положения современной психологии о закономерностях психического развития в дошкольном детстве (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Г. Каменская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина и др.), психолого - педагогические исследования формирования личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин); - концепция личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); - идеи системного подхода, в том числе в образовании (А.Н. Аверьянов, Ю.К. Бабанский, В.П. Кузьмин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Штофф). Конкретная методология исследования представлена: - теорией развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); - положениями субъектно - деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); - концепцией целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева и др.). В качестве методов исследования используется комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме; моделирование; наблюдение (включенное); тестирование; анкетирование; педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности детей; методы количественной, качественной и статистической обработки результатов экспериментального исследования. Общий план исследования: Первый этап (январь-февраль 2014 г.) – поисково-аналитический: изучение психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнение параметров исследования; создание гипотетической модели системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России; планирование опытно-экспериментальной работы; подготовка и издание комплектов стимульных материалов. Второй этап (март-май 2014 г.) – опытно-экспериментальный: проведение констатирующего этапа эксперимента (диагностика уровня интереса дошкольников к родному городу и процессу его познания (Борчанинова К. В.), уровня осведомленности детей дошкольного возраста об архитектуре родного города (Шлат Н.Ю., Орлов А.О.), диагностика уровня сформированности способностей осуществлять психолого-педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой родного города в логических играх и задачах (Шлат Н.Ю., Орлов А.О.). Проведение преобразующего этапа эксперимента: апробация методов и приемов системы этнокультурного образования на этапе старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждения г. Пскова и Псковской области. Третий этап (июнь-декабрь 2014 г.) – обобщающий: анализ, обобщение и представление результатов исследования в текстах научных публикаций. Ожидаемые результаты: Первый этап (январь-февраль 2014 г.) - серия статей с описанием гипотетической модели системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России. Второй этап (март-май 2014 г.) - серия тезисов с описанием хода и промежуточных результатов эксперимента; учебный фильм о планировании и проведении эксперимента, выступление на международной конференции. Третий этап (июнь-декабрь 2014 г.) - серия статей в ведущих рецензируемых изданиях на русском и английском языках с описание итогов и перспектив исследования, рукопись монографии с описанием всех этапов исследования, макет диска с учебным фильмом и другими материалами эксперимента, серия докладов на всероссийских и международных конференциях и симпозиумах, отчет в Фонд.
Н.Ю. Шлат Логические игры и задачи как средство умственного развития детей 5-6 лет: Автореф. дис.…канд. пед. наук / Н.Ю. Шлат. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. – 24 с. Н.Ю. Шлат Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 7. - С. 76-83 Орлов А.О. , Шлат Н.Ю. , The Formation of Civic Identity in Preschool Children by Means of Logical Tasks (based on the architecture of St. Petersburg), Culture, Languages, History: Integration and Border-Crossing, SATA OU, Narva, 2014, 69 - 78 Орлов А.О. , Шлат Н.Ю. Развитие этнокультурного образования в псковском регионе (опыт использования дистанционных электронных образовательных технологий), Университеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов : сборник материалов XX Академических чтений Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ) — международной научно-практической конференции. 17–19 декабря 2014 года., Псковский государственный университет, Псков, 2014, 2, 48 - 50 Орлов А.О. , Шлат Н.Ю. , Разработка и реализация дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования, Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)", Казань, 2014, 3, 17, 535 - 548 | http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_1_2014EE.html Орлов А.О. , Шлат Н.Ю. , Психолого-педагогические условия развития этнической идентичности у дошкольников, Психология XXI века: пути интеграции в международное научное и образовательное пространство:Материалы XVII международной научно- практической конференции молодых ученых, 17–19 апреля 2014 г., Скифия-принт, Санкт- Петербург, 2014, 206 - 207 Шлат Н.Ю. , Орлов А.О. Логические игры и задачи как интегративное средство в образовании детей дошкольного возраста : Хрестоматия [электрон. учеб.], Псковский государственный университет, Псков, 2014
Содержание работы отражает заявленный план исследования. Первый этап (конец февраля - апрель 2014 г.) – поисково-аналитический. Был проанализирован значительный объем отечественной и зарубежной психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме (более 70 источников). Были сделаны выводы о том, что дошкольный возраст - основополагающий этап становления этнической идентичности человека. В условиях, когда ребенок проживает на приграничной территории России, этот процесс подвергается влиянию разнообразных факторов, связанных с географической, культурной, языковой, экономической спецификой проживания. Формирование этнической идентичности является целью как этнокультурного, так и поликультурного образования в дошкольном возрасте. Первичные представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение трех-пяти лет после рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Это было доказано в исследованиях Ж.Пиаже, Э.К. Сусловой, О.Н. Юденко и других ученых. Таким образом, развитие этнической идентичности в дошкольном возрасте заключается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно- ценностных ориентаций и, в образовательной перспективе, построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Следует признать как необходимость этнокультурного образования дошкольников, так и неприменимость к ним средств, которые используются в образовании школьников и взрослых людей. Современное российское дошкольное образование готово к решению проблемы этнокультурного образования в концептуальном аспекте. Подчеркнув наличие концептуальной основы для этнокультурного (а через него и поликультурного) образования дошкольников, обратим внимание на методические сложности в этом направлении. Они касаются проблемы разработки средств этнокультурного образования дошкольников. В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. При этом деятельность дошкольника 5-6 лет является недостаточно дифференцированной и произвольной. Поэтому взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям практических и интеллектуальных задач (О.В. Дыбина, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков и др.). Исследование базировалось на системном, субъектно-деятельностном и интегративном подходах и следующих идеях: 1. Идеи непрерывного образования как условия личностного роста и развития человека (С.Г. Вершловский), которое может быть осуществлено в системе повышения квалификации кадров (Р. Безделина, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, Е.П. Тонконогая и др.). 2. Идеи компетентностного подхода, раскрывающие понятие компетентности как способности специалиста решать профессиональные задачи и разрешать профессиональные трудности и проблемы, возникающие в условиях реальной профессиональной деятельности с опорой на имеющийся профессиональный и жизненный опыт (Г.Э Белицкая, И.А. Зимняя, В.Я. Ляудис, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.); идеи подготовки конкурентоспособного специалиста (А.С. Белкин, Б.Г. Гершунский, Л.И. Гурье, И.А. Колесников и др.). 3. Идеи сопровождения человека (систематическое целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на оказание помощи и поддержки воспитателю, методисту, руководителю ДОУ в решении его профессиональных трудностей и проблем). При этом в основе сопровождения – желание сопровождаемого получать необходимую ему помощь и поддержку (Л.В. Байбородова, В.П. Бондарев, О.С. Газман, И.А. Липский, А.Л. Уманский, С.М. Юсфин и др.). 4. Идеи андрагогики, раскрывающие особенности обучения взрослых людей и позволяющие выделить наиболее приемлемые для специалистов дошкольного образования условия взаимодействия с учетом принципов обучения взрослых (С.Г. Вершловский, С.И. Змейов, Дж. Джонстон, Е.И. Степанова, П. Фюртер и др.). 5. Идеи системно-деятельностного подхода, смысл которого, по мнению В.И. Сагатовского,заключается: в выделении конечного варианта деятельности, необходимого для достижения заданной цели, а результаты образования рассматриваются как «знания в действии» (А.Г. Асмолов, Л.М. Волобуева, И.А. Лыкова и др.); в наличии взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов в динамической структуре повышения квалификации педагогов: потребностно- мотивационного, содержательно-операционального и эмоционального (А.Н. Аверьянов, Т.А. Соловьева и др.). 6. Принцип интегративности («интегральности») применительно к информационно- образовательной среде, учитывающий междисциплинарные связи, знания из различных областей с целью постижения субъектами образовательного процесса целостной картины мира; синтез интеллектуальных, культурных, программно-методических, организационных и технических ресурсов (И.Г. Захарова). Были выделены ключевые компоненты гипотетической модели системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России и осуществлено планирование опытно-экспериментальной работы по апробации модели. Первый компонент - подготовка и переподготовка педагогов к осуществлению работы по этнокультурному образованию на приграничных территориях - реализовывался в рамках программ повышения квалификации (авторы-разработчики и руководители - Шлат Н.Ю., Орлов А.О.) Одновременно осуществлялась подготовка и издание комплектов стимульных материалов ( разработка логических игр и задач как интегративного метода этнокультурного образования на содержании архитектуры родного города) - второй компонент. Материалы по результатам этапа были опубликованы в журнале "Детский сад от А до Я" (РИНЦ), сборнике тезисов "Психология ХХI века: пути интеграция в международное научное и образовательное пространство", коллективной монографии "Culture, Languages, History: Integration and Border-Crossing", сборнике тезисов "ЛОМОНОСОВ-2014". Н.Ю. Шлат и А.О. Орлов приняли участие в XVII Международной научно-практической конференции молодых учёных "Психология ХХI века: пути интеграция в международное научное и образовательное пространство" (г. Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2014 года), XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (г. Москва, 7-11 апреля 2014 года). Второй этап (май-июль 2014 г.) – опытно-экспериментальный. Эксперимент проводился на базе дошкольных образовательных организаций г. Пскова и Псковского района. В нем приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста и 30 педагогов. Проведение констатирующего этапа эксперимента (диагностика уровня интереса дошкольников к родному городу и процессу его познания (Борчанинова К. В.), уровня осведомленности детей дошкольного возраста об архитектуре родного города (Шлат Н.Ю., Орлов А.О.), диагностика уровня сформированности способностей осуществлять психолого-педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой родного города в логических играх и задачах (Шлат Н.Ю., Орлов А.О.). Были разработаны и использованы следующие методики: 1. Диагностическая карта для педагогов экспериментальной и контрольной групп (для каждого педагога, работающего на группе). 2. Анкета для педагогов экспериментальной и контрольной групп (одна анкета на обоих педагогов группы). 3. Диагностика знаний и представлений детей (с каждым ребенком экспериментальной и контрольной группы). 4. Рисунок города (каждым ребенком контрольной и экспериментальной группы). 5. Беседа о встречах с городом (с каждым ребенком экспериментальной группы). Проведение преобразующего этапа эксперимента: апробация методов и приемов системы этнокультурного образования на этапе старшего дошкольного возраста на базе двух ДОО г. Пскова и Псковского района (2 экспериментальные и 2 контрольные группы). Содержание: использование набора стимульных материалов "Архитектура Пскова в логических играх и задачах для дошкольников". Методики: 1. Рабочий журнал педагога (один журнал на группу - только экспериментальная группа); 2. Комплект стимульных материалов (только экспериментальная группа). Материалы по результатам этапа были опубликованы в журнале "Образовательные технологии и общество" (Web of Knowledge (ISI Web of Science), SCOPUS, ВАК, РИНЦ, Google Scholar). Н.Ю. Шлат и А.О. Орлов приняли участие в Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы воспитания личности в современном мире" (г. Псков, 20-21 мая 2014 года). Публикация. Н.Ю. Шлат участвовала в Международном научно-практическом семинаре "Развивающие беседы в школе" (г. Пярну, Эстония, 12-14 июня 2014 года) с докладом на тему: "Основные подходы к организации этнокультурного образования детей на приграничных территориях". В исследовании по проекту выявлены и реализованы принципы интеграции на уровне целей, содержания (образовательные области), методов и средств (логические игры и задачи на определенном содержании). Третий этап (август-декабрь 2014 г.) – обобщающий: Проведение контрольного этапа эксперимента. Были получены итоговые результаты по внедрению компонентов модели этнокультурного образования дошкольников на приграничных территориях России, проведена работа по количественному и качественному анализу полученных данных. Анализ, обобщение и представление результатов исследования в текстах научных публикаций. Материалы по результатам этапа были опубликованы в сборнике материалов "Труды XII Международной научной конференции "Инновации в науке, образовании и бизнесе – 2014", сборнике "Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей", сборнике XX Академических чтений Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ). Н.Ю. Шлат и А.О. Орлов приняли участие в Международной интернет-конференции "Интеграция образовательных пространств: опыт и перспективы реализации стратегий межкультурного образования" (г. Ижевск, УдГУ, 10 октября 2014 года) с докладом на тему "Использование дистанционных технологий в пост-межкультурном образовании: проблемы и перспективы" - материалы сданы в печать, в XII Международной научной конференции "Инновации в науке, образовании и бизнесе - 2014" (г. Калининград, КГТУ, 15-17 октября 2014 года) с докладом "Опыт разработки сайта дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов", в Международной научно-практической конференции "Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей" (г. Москва, ФГАУ ФИРО, 23 октября 2014 года). Н.Ю. Шлат приняла участие в научно-методическом семинаре с международным участием "Поликультурное образовательное пространство: от теории к практике" (г. Псков, 23-24 октября 2014 года) - ведущий мастер-класса "Проектирование системы этнокультурного образования дошкольников" (прилагается сертификат). Были изданы электронные материалы рукописи монографии: Логические игры и задачи как интегративное средство в образовании детей дошкольного возраста : Хрестоматия. На данный момент готовятся к публикации в ведущих рецензируемых изданиях итоговые материалы по проекту, материалы учебного фильма и рукописи монографии. 9.5. Основные результаты выполнения проекта (не менее 10–12 стр.) см. 9.8. Библиографический список публикаций, выполненных в рамках проекта 9.6. Аннотация основных результатов и степени выполнения проекта (1,5–2 стр.) Актуальность полученных результатов по проблеме разработки системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России обусловлена тем, что дошкольный возраст - основополагающий этап становления этнической идентичности человека. В условиях, когда ребенок проживает на приграничной территории России, этот процесс подвергается влиянию разнообразных факторов, связанных с географической, культурной, языковой, экономической спецификой проживания. В результате теоретической, методологической и эмпирической работы по разработке и внедрению основных компонентов образовательной системы, целью которой является сопровождение процесса формирования этнической идентичности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, были сформулированы цели и принципы организации образовательного процесса, методы и приемы их реализации в условиях конкретной социальной структуры - дошкольного образовательной организации. Научная новизна отражена в разработке и апробировании элементов научно обоснованной системы этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России, с учетом региональной специфики (на примере Псковской области). В современном российском дошкольном образовании активно используется зарубежный опыт поли- и этнокультурного образования, однако разработка целостной системы этнокультурного образования дошкольников до сих пор не завершена. В исследовании по проекту выявлены и использованы принципы интеграции на уровне целей, содержания (образовательные области), методов и средств (логические игры и задачи на определенном содержании). В рамках проекта разработана и апробирована педагогическая диагностика уровня осведомленности детей дошкольного возраста об архитектуре родного города. Результаты исследования внедряются на экспериментальных площадках г. Пскова, Псковского района, г. Санкт-Петербурга и г. Калининграда. Результаты исследования представлены на десяти научных мероприятиях международного уровня (конференции, семинары, симпозиумы) и в одиннадцати публикациях (включая РИНЦ, ВАК, Web of Science, Scopus, Google Scholar).
ПсковГУ | Координатор |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
0 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Система этнокультурного образования детей дошкольного возраста на приграничных территориях России |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | RGNF.pdf | RGNF.pdf | 150,4 КБ | 10 декабря 2021 [@shlatnatalya] |