![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Проблемы изучения традиционных культур на современном этапе развития мирового сообщества актуализированы ускорением глобализационных процессов. Многие народы ощутили во всемирной унификации опасность утраты своей культурной идентичности, увидели разрушительные для их жизни последствия. Между тем, традиционная культура – не просто историческое наследие, прошлое, заслуживающее бережного и внимательного изучения, а необходимая основа и динамический код самостоятельного воспроизводства культуры. Поэтому при изучении традиционных культур на первый план выступает выявление их ценностного содержания и целостного развития. Не менее значимо и изучение пространственно-временных ритмов, специфики миропонимания и символизации мира, феномена творчества и творческой личности, многообразных и эффективных адаптационных механизмов традиционных культур. Особый интерес представляет исследование тех сфер современности, где традиционная культура представлена как жизнеспособный феномен, обладающий творческим потенциалом. Актуально и выявление способов ретрансляции традиционной культуры в условиях постиндустриального информационного общества. Проведение научных исследований и разработка современных учебных курсов по традиционной культуре в рамках высшей школы имеет важное практическое значение для сохранения подлинных ценностей и моделей поведения в современном российском обществе, способствует развитию полноценных межэтнических отношений.
The study of traditional cultures in the modern world has become particularly significant due to the acceleration of globalising processes. Many ethnicities sense that a unified world culture threatens their cultural identity, and that it may be detrimental to their life. Traditional culture does not merely denote historical heritage and a past that requires careful and thorough study; it is a dynamic code fundamental to cultural reproduction. Therefore, analysing traditional cultures means examining their axiological content and integral development. It is equally important to consider the spatiotemporal patterns, the peculiarities of perceiving and symbolising the world, the phenomenon of creativity and the creative individual, as well as the diverse and efficient mechanisms of adaptation in traditional cultures. Of particular concern is the study of such spheres of modern life where traditional culture is capable of surviving and retaining its creative potential. The ways of transmitting traditional culture in a post-industrial information society also warrant research. The scientific study and the development of up-to-date higher education courses with a focus on traditional culture have important practical applications. They are useful for preserving ethical values and behaviour models in the modern Russian society, as well as for fostering meaningful inter-ethnic relations.
1). Публикация учебных пособий и более 20 научных статей, в том числе 1a .к.к. доц. Н.В.Карташевой: "Миссионер и его эпоха. Очерки миссионерских характеров" (Материалы конф."Феномен творческой личности в культуре"); "Культурологические аспекты миссионерских переводов святителя Николая Японского" (Вестник Моск.Ун-та №1); "VII Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре»"(Вестник Моск.Ун-та №3); "Православная миссия в трудах русских историков" (Вестник РХГА); "Миссионерская проблематика в сочинении И.А.Гончарова «Фрегат "Паллада"»; "Взгляд на русское миссионерство в публицистике 20-30х гг. XIX в." (Вестник ПСТГУ). 1b .д.филол.н., проф. И.В.Моклецовой: "Образ Святой земли в прозе И.А.Бунина" (Вестник Моск.Ун-та №4); "Русская культура в творческом наследии Я.П.Полонского"; "Православный Восток в творческом наследии А.Н.Муравьева 1830-1860-х гг"; Издание мемуаристики Я.П.Полонского с комм. и примеч. (грант РГНФ). 1c. к.к. ст.преп. И.В.Васильева: "Феномен реальности в творчестве А.Грина и А.Беляева" (Вестник Моск.Ун-та №3); "Образ мира в творчестве А.В.Чаянова и Я.М.Окунева"; "Цветовая традиция в русской литературе первой трети XX в." 1d. к.к. доц. Ю.С.Овчинникова: "Проблема родства в научном наследии А.В.Ващенко: от литературоведения к культурологии" (Вестник Моск.Ун-та №2.); "Аксиология миротворчества в этнической музыке второй пол.ХХ-нач.XXIвв."//История: факты и символы. №1; "Вечное там - вечное здесь: к проблеме осмысления научной школы А.В.Ващенко" //Материалы конф. "Феномен творческой личности в культуре"; «Всемирное движение "Игра для перемен": музыкально-художественный манифест XXIв.» //Материалы конф. "Грани культуры". М.: Институт мировых цивилизаций; "Мотивы миротворчества в этномузыке второй пол.ХХ-нач.XXIвв."// Материалы конференции "Межкультурные коммуникации и миротворчество".Тюмень: Тюменский государственный институт культуры. 1e.к.к.доц.К.С.Романов: пособие "Введение в канадоведение: для российских студентов"; монография по теме канд.дисс. и 4 статьи, в т.ч.: «"Индейский акт" 1876 г. в свете отношений федерального правительства Канады и "Первых наций" (аспекты культуры)» (Вестник Моск.Ун-та №2). 2). Участие с докладами в международных научных конференциях. 2a. к.к. доц. Н.В.Карташева: V Международная научно-практическая конференция "Религия и история", Минск, апрель; Свято-Троицкие международные академические чтения РХГУ май, СПб; Собрание Научно-образовательного культурологического общества (НОКО), СПб октябрь.2b. д.филол. проф. И.В.Моклецова: Конгресс антропологов и этнологов России, Ижевск, 3-6 июля; Русская классическая литература и традиционная культура на ФИЯР МГУ (лекции, Валенсия, университет). 2c. к.к. ст.преп. И.В.Васильева: XI Международная конференция «"Свое" и "чужое" в культуре» июнь, Петрозаводск; Международная конференция под эгидой МАПРЯЛ и Чешской ассоциации русистов "XXIV Оломоуцкие дни русистов" сентябрь, Оломоуц, Чехия. 2d.к.к. доц. О.А.Егорова: XIX Международная конференция "Россия и Запад: диалог культур" (23-24 марта). 2e. к.к.доц. К.С.Романов - 3 международные конф. в Москве, Санкт-Петербурге, Риге. 2f. асп. Ю. Васильев: Ломоносовские чтения 2017; 4-я Международная конференция по языку и литературе в области образования и научных исследований, Дрезден, декабрь; "Роль и место иностранных языков в историческом образовании", МГУ, апрель. 3).Подготовка и публикация учебно-методических материалов: 3a. к.к. ст.преп. И.В.Васильева учебное пособие "Мир русского языка" для иностранцев; 3b. к.к. доц. О.А.Егорова программа курса "Фольклорная сказка как отражение народной самобытности в прошлом и настоящем" в журнале "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук"; 3c. к.к. доц. Н.В.Карташева: лекционный курс "Идейно-философское наследие русской культуры"; 3d. д.филол. проф. И.В.Моклецова обновление курса "Русская традиционная культура", "Фольклор"; 3e. к.к. доц. Ю.С.Овчинникова -получение второго высшего образования: завершение магистратуры по специальности "Педагогика" и защита маг. дисс. в ЕГУ им.И.А.Бунина. 3f. Подготовка и защита ВКР и магистерских диссертаций по соответствующей проблематике.
1. Проведение теоретических исследований традиционной культуры, посвященных наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации аспектам традиционной культуры: этноконфессиональному, педагогическому, интегративному, визуальному. Апробации полученных результатов исследования на российских и международных конференциях. 2. Выявление эвристического и дидактического потенциала традиционных культур в процессе обучения студентов и аспирантов. 3. Проведение эмпирических исследований традиционных культур в современном мире с использованием разнообразного методологического инструментария: включенное наблюдение, полевые исследования, опросы, анализ информационного поля и др. Привлечение студентов к полевым исследованиям традиционных культур в ходе этнографической практики. 4. Исследование различных форм репрезентации традиционной культуры в современном музее с привлечением студентов и аспирантов. Расширение форм совместной деятельности с научными организациями и учреждениями. 5. Изучение исторических и современных аспектов культурной идентичности в условиях глобализации; исследование различных проблем культуры этноса в российской и мировой истории (Россия, Канада, Великобритания, Турция Япония, Китай).
- | Соисполнитель |
-, - |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Традиционные культуры в современном мире-2016 |
Результаты этапа: | ||
2 | 10 января 2017 г.-29 декабря 2017 г. | Традиционные культуры в современном мире-2017 |
Результаты этапа: | ||
3 | 9 января 2018 г.-28 декабря 2018 г. | Традиционные культуры в современном мире-2018 |
Результаты этапа: В результате проведенной в 2018 году научной работы были продолжены теоретические исследования традиционной культуры, координация исследовательских подходов к ее изучению. Защищено 2 кандидатские и 4 магистерские диссертации. Продолжена работа над докторскими и кандидатской диссертациями (2 докторские, 2 кандидатские, 3 магистерских), посвященными наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации аспектам традиционной культуры: этноконфессиональному, педагогическому, интегративному, визуальному, социальному. Проведена апробация полученных результатов в виде публикации статей (всего 32 статьи, из них 13 ВАК, из них 3 RSCI), выступлений на конференциях (было сделано 50 докладов). Расширены рамки научно-исследовательской работы студентов: по тематике группы создано 26 курсовых работ и 16 выпускных квалификационных работ. Участники группы внесли значительный вклад в организацию и проведение VIII Международной научной конференции «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». В рамках Ломоносовских чтений-2018 был проведен круглый стол по проблемам содержания подготовки по направлению «Культурология», на котором активно обсуждались проблемы преподавания традиционных культур в контексте современности. За отчетный год было продолжено проведение эмпирических исследований традиционных культур в современном мире с использованием разнообразного методологического инструментария: включенное наблюдение, полевые исследования, опросы, анализ информационного поля и др. Активное участие в данных исследованиях студентов позволило выстроить полный цикл научно-исследовательской работы – от проведения полевой практики в культурном пространстве исторического города (г. Елец) до презентации их на факультете иностранных языков МГУ и широкого освещения в социальных сетях, что, несомненно, имеет большое учебно-методическое значение. Было продолжено сотрудничество с различными научными, образовательными и культурными учреждениями, как в России (Рязань, Елец, Петрозаводск, Ярославль, Симферополь, Новосибирск, Вологда, Тотьма, Санкт-Петербург, Якутск), так и за рубежом (Никосия (Кипр), Шумен (Болгария), Барселона (Испания), Минск (Беларусь), Астана (Казахстан), Ереван (Армения)). Плодотворное научное сотрудничество состоялось с университетами, музеями, архивами, научными учреждениями РАН, научными обществами (в частности, с Научно-образовательным культурологическим обществом, Российским обществом по изучению культуры США, Императорским Православным Палестинским обществом, Международной ассоциацией русского языка и литературы). Сотрудники группы были приглашены для участия в качестве члена жюри международной Олимпиады школьников «Россия и Беларусь: духовное единство», а также в других мероприятиях, связанных с обсуждением реализации Основ культурной политики Российской Федерации. Среди наиболее актуальных направлений исследований, активизированных именно в отчетном году, можно назвать изучение различных форм актуализации традиционных культур в современном культурном пространстве, в том числе в литературе и культуре повседневности; исследование педагогических и психологических аспектов популяризации традиционных культур; проблем компаративного изучения культурных традиций различных народов России, а также проблем сохранения и развития культурного наследия России в контексте задач государственной культурной политики и этноконфессиональной составляющей традиционной культуры. | ||
4 | 9 января 2019 г.-30 декабря 2019 г. | Традиционные культуры в современном мире-2019 |
Результаты этапа: В рамках НИР в 2019 году были продолжены исследования: • различных форм актуализации традиционных культур в современном культурном пространстве, в том числе в литературе и культуре повседневности; • исследование педагогических и психологических аспектов популяризации традиционных культур; • проблем компаративного изучения культурных традиций различных народов России, • проблем сохранения и развития культурного наследия России в контексте задач государственной культурной политики и этноконфессиональной составляющей традиционной культуры. Проведена апробация полученных результатов в виде публикации статей (всего 34 статьи, из них 12 ВАК, из них 4 RSCI). Руководителем НИР Карташевой Н.В. были изданы два учебно-методических пособия: «Культурология. Вводный курс: учебное пособие» (ранее в отчеты не включалась) и «Культурология. Пространственно-временные модели в истории культуры: учебно-методическое пособие». Участники группы выступили с докладами (более 49) на международных и всероссийских конференциях (Чехия, Эстония, Казахстан). Продолжена работа над докторскими и кандидатской диссертациями (2 докторские, 2 кандидатские), посвященными наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации аспектам традиционной культуры. Под руководством сотрудников группы создано 11 выпускных квалификационных работ, а также были написаны и защищены 3 магистерские диссертации. Было продолжено сотрудничество с различными научными, образовательными и культурными учреждениями, как в России (Рязань, Елец, Петрозаводск, Ярославль, Симферополь, Новосибирск, Вологда, Тотьма, Санкт-Петербург, Якутск), так и за рубежом (Никосия (Кипр), Шумен (Болгария), Барселона (Испания), Минск (Беларусь), Астана (Казахстан), Ереван (Армения)). Плодотворное научное сотрудничество состоялось с университетами, музеями, архивами, научными учреждениями РАН, научными обществами (в частности, с Научно-образовательным культурологическим обществом, Российским обществом по изучению культуры США, Императорским Православным Палестинским обществом, Международной ассоциацией русского языка и литературы). Сотрудники группы продолжают участвовать в качестве члена жюри международной Олимпиады школьников «Россия и Беларусь: духовное единство», а также в других мероприятиях, связанных с обсуждением реализации основ культурной политики Российской Федерации. | ||
5 | 9 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Традиционные культуры в современном мире |
Результаты этапа: В 2020 году была продолжена работа по изучению различных аспектов традиционной культуры в сопоставлении с явлениями современности. Были продолжены теоретические исследования, посвященные наиболее актуальным в современной социокультурной ситуации аспектам традиционной культуры, с использованием активно формирующихся в настоящее время методологических приемов. Материалами исследований участников группы чаще всего становились этнические культуры зарубежных стран; увеличилось также количество исследований культур народов и регионов России. Ряд исследований был посвящен феномену творческой личности, а также изучению художественной литературы в культурологическом ключе. Особое внимание было уделено разработке методических аспектов преподавания культурологических дисциплин, в том числе с использованием информационных технологий, а также исследованию различных форм репрезентации традиционной культуры в современном музее. На основе полученных научных результатов разработаны и введены в преподавание новые курсы: «Формы визуальной репрезентации культуры в современном мире», «Современные формы трансляции нематериального культурного наследия», «Традиционные культуры в современном мире», «Музейная культура в России и за рубежом», «История и культура сквозь призму произведений литературного текста», «Россия XIX-XX вв.: социальные трансформации и художественная культура». Результаты проведенных участниками группы работы апробированы на многочисленных российских и международных конференциях (сделано 40 докладов), опубликована 21 статья в научных журналах и сборниках. Под руководством участников группы было защищено 28 курсовых работ, 13 ВКР. Результаты научно-исследовательской работы студентов, осуществленной под руководством участников группы, стали основой докладов на молодежных научных конференциях и студенческих публикаций. Особо отметим продолжение научного сотрудничества с Институтом этнографии и антропологии РАН, библиотеками (Государственная публичная историческая библиотека, Научная библиотека ИНИОН) и музеями Москвы и МО, с архивами, научными организациями и университетами Никосии, Оломоуца, Валенсии, Астаны, Витебска, Курска, Рязани, Санкт-Петербурга, Ельца; сотрудничество с Российским обществом по изучению культуры США, Научно-образовательным культурологическим обществом, кафедрой психологической антропологии института детства МПГУ, администрацией г. Елец и др. | ||
6 | 2 февраля 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Традиционные культуры в современном мире |
Результаты этапа: | ||
7 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Традиционные культуры в современном мире |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".