ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ЦЭМИ РАН |
||
Проблема речевого общения, а также установки и мотивации к выработке хорошей устной и письменной речи у школьников и студентов является одной из наиболее актуальных для современной психологической и педагогической науки и практики. Современное информационное развитие общества выдвигает особые требования и к чтению, связанному с совершенствованием речи. Для решения этой проблемы необходимо выявление когнитивных и личностных свойств субъекта общения, определение факторов и критериев эффективности речевого общения в различных условиях и ситуациях, а также разработка программ и методов оптимизации речевого общения как у субъектов с нормальным речевым развитием, так и в случаях нарушения.
Problem of verbal communication, attitude and motivation to oral and written language
1. Когнитивные и личностные факторы, влияющие на речевую коммуникацию (коллективная статья). 2. Определение показателей динамики и взаимосвязи речевых характеристик и свойств личности в обучающем логопсихотерапевтическом процессе и выделение единиц их анализа (методика анализа). 3. Методический инструментарий диагностики речевых характеристики и свойств личности, определяющих речевое общение (методики регистрации и диагностики). 4. Взаимосвязь когнитивных свойств личности с речевыми процессами в разных условиях общения (межличностное, внутригрупповое, в условиях стресса и публичного выступления) (коллективная статья).
Различные аспекты проблемы общения уже в течение многих лет разрабатываются сотрудниками научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» Психологического института, участвующими в данном проекте (руководитель группы – Н.Л.Карпова, Пашукова Т.И.). Они были среди авторов и коллектива редакторов при подготовке Энциклопедического словаря «Психология общения», где большой раздел посвящен речевому общению (проект был поддержан РГНФ в 2006-2008 гг., словарь опубликован в 2011 г.). Ж.М. Глозман провела множество исследований по проблемам общения и коррекции речевых нарушений, она - автор монографий: «Личность и нарушения общения» (М., 1987), «Общение и здоровье личности» (М., 2002), «Нейропсихология детского возраста» (М., 2012), где также представлены методы развития личности и общения детей разного возраста.
Результаты исследования особенностей речевого общения в коррекционных группах для детей и подростков, имеющих коммуникативные затруднения (банк данных диагностики). Исследование установки и мотивации к речевому общению в группах логопсихотерапии и коррекции нарушений общения (статьи и доклады на международных конференциях)
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
3 | 15 марта 2015 г.-25 декабря 2017 г. | Когнитивные и личностные факторы повышения эффективности речевого общения |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".