Создание геоинформационно-картографического обеспечения для оценки состояния и функционирования транспортной системы России (РФФИ-РГО)НИР

Creating of GIS-mapping support for the assеssment of the transport system of Russia state and activity

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 18 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Создание геоинформационно-картографического обеспечения для оценки состояния и функционирования транспортной системы России
Результаты этапа: Представлены методология и результаты работ по проекту, основная цель которого - разработка комплекса методов пространственного анализа и картографирования основообразующих структур транспортной системы России – ее железнодорожной, автомобильной, речной, трубопроводной подсистем, а также функционально связанных электросетевых подсистем, изучения закономерности развития и специфики взаимодействия этих подсистем с учетом природно-экономических факторов. Цели первого этапа работ по проекту - выполнение научно-методических фундаментальных исследований по заявленным ключевым направлениям: 1. Разработка концептуальной и технологической схемы геоинформационно-картографического обеспечения для исследования транспортной системы страны, включая обоснование структуры и содержания мультимасштабной базы геоданных; 2. Определение возможностей сбора и использования открытой и общедоступной информации, сбор, структуризация информации и формирование первой версии базы пространственных данных (БГД). 3. Пилотные разработки в области развития методик эффективного извлечения информации о транспортных объектах по данным дистанционного зондирования, а также технологий создания и проектирования прототипа георесурса «Транспортная система России», его структуры и содержания. На основе выполненного анализа закономерностей развития, современного состояния и специфики взаимодействия с объектами окружающей среды объектов транспортной системы разработаны базовые положения концепция создания геоинформационно-картографического обеспечения для оценки состояния и функционирования транспортной системы России, базирующиеся на принципах мультимасштабного картографирования. Они включают пять различных проявлений масштаба, возникающих в процессе тематического картографирования сложных географических систем с учетом свойств явления, предмета изучения и свойств модели явления. С использованием собранной открытой и общедоступной информации разработано содержание первой версии БГД, структура которой включает 6 блоков: общегеографический (базовый) блок и 5 тематических, представляющих информацию 3-х уровней пространственной детализации, назначение которой – обеспечить формирование каталогов атрибутивных характеристик объектов транспортных сетей, необходимых для разработки тематического содержания блоков БГД и создаваемых карт, символизации тематических показателей и геометрических представлений объектов транспортных сетей для картографирования в разных масштабах, представленных на фрагментах карт и таблиц.
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Разработка базы данных и серии карт для оценки состояния и функционирования транспортной системы России
Результаты этапа: Изучены содержательные аспекты сухопутных путей сообщений и определены необходимые характеристики для их геоинформационного представления и разработки структуры базы данных современного состояния транспортной системы России. Разработаны критерии отбора информации, подготовлены и систематизированы статистические данные для формирования на их основе содержания базы данных и тематических карт на экономические районы РФ. Разработан концептуальный подход к формированию универсальной модели пространственных данных в системе БПД-КБД в зависимости от: тематического содержания исследования, общего типа локализации объектов и конечной цели создания системы баз данных - геоинформационно-картографическое обеспечение мелкомасштабного тематического картографирования. Исследование выполнено на примере представления в БПД объектов линейной локализации. Методика позволяет: а) кодировать внутреннюю структуру объекта и набора его характеристик; б) кодировать топологические отношения и связность в рамках геометрической сети; в) устанавливать иерархическое соподчинение элементов сети, а также их внутренних компонент и свойств объекта для последующей генерализации; г) обеспечивает возможность привязки семантики к линейным сегментам для целей визуализации в контексте объектов линейной локализации. Разработана методика визуального дешифрирования и определения атрибутивных значений объектов трубопроводного транспорта исходя из анализа данных дистанционного зондирования. Алгоритм выявления территорий размещения объектов добычи и магистрального транспорта углеводородов по снимкам высокого разрешения. Принцип представления семантической информации о трубопроводном транспорте в базах пространственных данных для составления тематических карт в мелких масштабах. Разработана типовая структура базы данных для хранения атрибутивной информации об объектах нефтегазотранспортного комплекса для целей тематического картографирования. Сформулированы подходы к картографированию электрических сетей: топологический и топографический; обосновано использование сетевого анализа для картографирования пространственной структуры электрических сетей, предложена методика картографического обоснования размещения трассы новых воздушных линий электропередач.
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Создание обзорной карты и геоинформационного ресурса, размещенного в сети Интернет, «Транспортная система России. Современное состояние»
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".